Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

«Старая-новая» система

«Старая-новая» система
24.01.2012
Фото:

Президент России Дмитрий Медведев продолжил заявленную им в Послании Федеральному собранию реформу государственной власти. 16 января он внес в Госдуму законопроект о выборах глав российских регионов, который возвращает страну к ситуации до 2005 года, когда население избирало высших должностных лиц своих территорий прямым голосованием. Как известно, в декабре 2004 года президент Путин при поддержке депутатов Госдумы изменил порядок избрания глав регионов, по сути, отменив их выборы. С тех пор они назначались президентом страны при согласии на то региональных парламентов. За шесть лет действия этого закона ни одна из кандидатур, предложенных главой государства на утверждение региональных депутатов, не была отклонена. Централизовав таким образом отрезок исполнительной ветви власти между Федерацией и ее субъектами, государство оставило народу избирать лишь глав местного самоуправления, что давало им возможность говорить о большей степени легитимности. В то время, по мнению многих политологов, подобная централизация была оправдана, но сейчас настала пора вернуться к более демократичной системе прямых выборов глав регионов. Сильным руководителям, пользующимся популярностью в народе, ее опасаться не стоит, а слабым не стоит оставаться в своих креслах, коли народ этого не хочет. Надо сказать, многие главы регионов весьма положительно отнеслись к смене статуса назначенца на выборного руководителя. В их числе и омский губернатор Леонид Полежаев. – Назначение губернаторов было мерой вынужденной, но, несомненно, полезной для всей страны. Многие сейчас ее критикуют, но нужно оглянуться на те годы и оценить ту социально-политическую ситуацию в стране – разгар второй чеченской войны, тяжелейшая экономическая обстановка, незаконченный процесс суверенизации наших автономных республик, – подчеркивает Леонид Полежаев. – На мой взгляд,  президент Путин тогдапринял важное и верное решение, связанное со стабилизацией внутренней политики страны, большей управляемостью и большим влиянием на деятельность руководителей регионов. Но пришло время принимать другие решения. Законопроект будет обсуждаться в Госдуме и весьма бурно. Но что он будет принят – это несомненно. Согласно законопроекту Медведева теперь кандидаты на пост высшего должностного лица региона могут выдвигаться политическими партиями, но вправе делать это и по собственной инициативе. Предусматривается, что партии при выдвижении своих кандидатов могут консультироваться с президентом, из чего следует, что консультации эти вообще-то не обязательны. Партийным кандидатам проще – для их выдвижения подписей не потребуется, самовыдвиженцам же придется их собирать в количестве, которое установят региональные парламенты. Чтобы стать главой региона, необходимо быть гражданином России и при этом не иметь никакого другого гражданства или даже вида на жительство в другой стране. Законопроект предусматривает низшую планку возрастного ценза – 30 лет, но не устанавливает верхней. Срок, на который избирается глава региона, устанавливается уставом или конституцией самого региона, но не может быть более пяти лет, а вот число сроков, на которые можно избираться, не ограничено. Президент по-прежнему вправе будет отстранить главу региона от должности, если с его стороны выявятся факты коррупции или неурегулирования конфликта интересов. Получит право отзывать своего главу и народ, но только если тот нарушит федеральное или региональное законодательство либо будет уличен в неоднократном без уважительных причин неисполнении своих обязанностей. При этом факты нарушения законодательства и неисполнения обязанностей должны быть установлены судом. В этом случае для лишения главы полномочий достаточно будет голосов половины избирателей, принявших участие в референдуме. Правда, год со дня вступления в должность он сможет «нарушать и не исполнять» относительно спокойно, так как в течение этого времени инициировать референдум по отзыву нельзя. Закон в случае его принятия вступит в силу со дня подписания президентом, не более чем за 60 дней в соответствие с ним должно быть приведено региональное законодательство, и главы регионов начнут подпадать под закон о выборах по мере истечения срока их  полномочий. Можно предположить, что Госдума рассмотрит законопроект до президентских выборов (закон о назначении глав регионов был принят через 67 дней после внесения, но тогда отмену прямых выборов активно оспаривали вплоть до Конституционного суда). Возможно, в ходе дебатов появится «фильтр», о котором говорил Владимир Путин. То есть выборы станут не совсем прямые: партии предложат своих кандидатов президенту, а тот уже решит, кого вносить в избирательные бюллетени. Так или иначе, с мая в отдельных регионах страны начнутся выборные кампании губернаторов. Из тех, у кого полномочия истекают в этом году, могут успеть переназначиться главы Тувы, Краснодарского края и Томской области (у них полномочия заканчиваются в марте-апреле), но и то, если их парламенты не поспешат принять законы, соответствующие новому федеральному, или президент почему-либо не станет торопиться с переназначением. Тогда «новая-старая» выборность будет обкатываться в Московской и Омской областях, где полномочия губернаторов истекают в мае, а затем до конца 2012 года еще в девяти регионах. Кстати, Леонид Полежаев держит интригу относительно своего участия в выборах. «Посмотрим, – отвечает он на вопросы журналистов. – Когда выйдет закон о выборах, тогда и буду думать о том, какое решение принять».

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:

– На мой взгляд, ныне действующая система наделения губернаторскими полномочиями вполне оправдала себя с управленческой точки зрения. В этом плане я не вижу в ней изъянов. Но есть другой аспект. Когда граждане не участвуют непосредственно в формировании власти, между нею и народом неизбежно возникает определенное отчуждение. Контроль общества над властью ослабевает. Все мы видим и ощущаем негативные последствия этого. Поэтому я не раз говорила о том, что со временем, по мере улучшения обстановки в стране, укрепления демократии и институтов гражданского общества можно вернуться к практике выборов губернаторов населением. Сегодня это время настало. Оно позволяет включить в повестку дня вопрос о восстановлении прямых выборов губернаторов.

Виктор Толоконский, полпред президента в Сибирском федеральном округе:

– Выборность губернаторов повышает качество и уровень ответственности власти на местах. Поддержка высшего должностного лица региона большинством жителей важна для повышения качества работы, уровня ответственности и эффективности диалога между властью и обществом. Решение об отмене прямых выборов губернатора принималось в тяжелый период жизни страны, после трагических событий в Беслане и на фоне большого числа примеров, когда к власти приходили профессионально несостоятельные люди, которые реализовывали интересы отдельных финансовых групп и даже криминала. Тогда это решение было необходимо, но в современных условиях без выборности губернаторов общество не может эффективно развиваться.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политических технологий:

– Законопроект, внесенный Дмитрием Медведевым в Госдуму, ждет нелегкое обсуждение в депутатской среде. Он в случае принятия нанесет прямой удар по партии «Единая Россия». Прямые выборы губернаторов повлекут за собой снижение ее влияния на региональные власти. Сейчас большинство губернаторов является членами «Единой России» и подчиняются партийной дисциплине, а также принимают решения, исходя из инструкций, поступающих из Администрации Президента и аппарата партии. Смена принципа ротации губернаторского корпуса неизменно повлечет за собой появление в нем персон, которые никак не аффилированы с «ЕР». Это уже в недалеком будущем отразится на популярности партии власти в регионах. Данное обстоятельство не очень радует руководство правящей партии, поэтому законопроект ждет проблемное обсуждение.

Андрей Воробьев, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме:

– При прямых выборах губернаторов мнение избирателей о деятельности глав регионов станет определяющим при оценке их работы. Хорошо работаешь, общаешься с людьми, видят они изменения к лучшему – значит, и поддержка будет. Если нет – пеняй на себя. Прямые выборы губернаторов усилят их политическую ответственность. Конечно, такая серьезная инициатива предполагает широкое обсуждение и в регионах, и на федеральных площадках. Вопрос чрезвычайно важный, и неучтенных нюансов здесь быть не должно. Законопроект подготовлен в логике Послания Президента РФ Федеральному собранию и представлен на месяц раньше планировавшегося срока. Мы постараемся этот темп сохранить. Есть ясность: принят он будет уже в весеннюю сессию. Общество созрело до предложенного решения, оно его ждет. Законодательная инициатива президента станет стимулом к дальнейшему росту политической конкуренции. В этом ряду сегодняшний законопроект не первый, да и не последний – политическая модернизация будет продолжаться.

Константин Титов, член Совета Федерации, в 1991–2007 годах губернатор Самарской области:

– Демократия не возвращается, а укрепляется. Внесенный законопроект правильный, но он требует доработок, ведь сегодня в федеральном парламенте могут быть не все партии, которые присутствуют в каких-то субъектах. Как быть в этом случае? В то же время чем больше самостоятельности у субъекта Федерации, чем больше полномочий у губернатора, тем устойчивее модель развития государства.

Архив « 2014 » « Июль » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.