В течение трех дней в Омске
гостила представительная делегация алмазного концерна «АЛРОСА», занимающего
первое место в мире по добыче алмазов. Возглавлял якутский десант первый вице-президент
и исполнительный директор компании Игорь Соболев, с которым приехали ведущие
специалисты различных направлений.
Поводом для визита послужили предыдущие
встречи руководителей области и омских предприятий с якутскими алмазодобытчиками,
в ходе которых те убедились, что в нашем регионе разрабатывается и производится
немало изделий, способных оказаться весьма полезными для многочисленных подразделений
компании «АЛРОСА». Часть из них, например преобразователи мощности, выпускаемые НПО «Мир»,
она уже закупает, но хотела бы поближе познакомиться с продукцией и других
наших предприятий. В этом, естественно, заинтересованы и омские производители,
поэтому состоявшаяся в областном министерстве промышленной политики, транспорта
и связи встреча прошла в очень деловой атмосфере.
Для начала Игорь Соболев коротко
рассказал, что из себя сегодня представляет «АЛРОСА». В год на ее карьерах
добывается более 34 миллионов карат алмазов. Если перевести это в более
«весомую» меру – 6,8 тонны, или, для сравнения, более 11 тысяч алмазов, равных
по весу «Куллинану» – самому большому алмазу, когда-либо найденному на Земле.
Добыча ведется в открытых карьерах, глубина
которых доходит до 500 метров, но сейчас в планах компании начать строительство
подземных рудников. Расположен этот алмазный край в западной части Якутии и
практически отрезан от внешнего мира. До ближайшей железнодорожной станции 800
км, но и их преодолеть не так-то просто – дорог с твердым покрытием здесь нет вообще,
четыре месяца в году используются «зимники», а основной поток грузов приходится
на период навигации по Лене и другим рекам. Огромные расстояния (Якутия по
площади почти равна всей Западной Европе) и сверхжесткие климатические условия диктуют
стремление к максимально возможному самообеспечению топливно-энергетическими
ресурсами. Помимо алмазов «АЛРОСА» добывает нефть и газ, которые полностью идут
на собственные нужды, располагает тремя ГЭС, большим транспортным парком,
который включает в себя большегрузные автомобили, вертолеты и речные суда.
Понятно, что все это требует
значительных инвестиций в энергосбережение, и именно вокруг него шел разговор в Омске. По словам
главного энергетика компании «АЛРОСА» Александра Рыбникова, их интересуют светодиодные
светильники нашего «Электроточприбора», мини-ТЭЦ для использования их на отдаленных
геологических площадках, технологии, связанные с производством и транспортировкой
сжатого газа. Инновационная программа компании предполагает за пять лет
затратить на подобные проекты восемь миллиардов рублей. Существенная часть
этого «пирога» может достаться омским предприятиям.
Руководители предприятий это,
похоже, хорошо почувствовали и в ответ начали презентовать свои достижения. Тон задал
гендиректор НП «Сибирское машиностроение» Валерий Жильцов. Он рассказал о направлениях, которые
могли бы заинтересовать посланцев алмазного края. Среди них: многофункциональные газотурбинные
установки средней и малой мощности, системы по производству сжиженного и
сжатого газа, приборы учета, комплексные системы очистки отходов бурения, контроль
за удаленными объектами с помощью беспилотных летательных аппаратов,
автоматизация производства, мостовые переходы и конструкции для строительства в
условиях вечной мерзлоты. Но главной «фишкой» омичей, по мнению Жильцова,
является вездеход «Арктика». Сейчас эти изготавливаемые под заказ самоходные
платформы на воздушной подушке способны перевозить грузы весом до трех тонн, но
существует проект создания «Арктики» с грузоподъемностью до 200 тонн – аналога
подобному вездеходу в мире нет. Для Якутии с ее бездорожьем это, возможно,
лучший вид транспорта, алмазодобытчиков он, кажется, заинтересовал.
На запросы северян ответил
заместитель генерального директора НТК «Криогенная техника» Владимир Лямин. Он
доложил, что его предприятие может поставить передвижные заправочные станции
сжатого газа с охватом территории радиусом в 550 км и метановозы объемом 640 и
1320 куб. м. Замгендиректора по маркетингу ПО «Электроточприбор» Аркадий
Павленко выложил перед представителями «АЛРОСА» всю линейку производимых объединением
светодиодных светильников и подробно рассказал об их огромных преимуществах
перед всеми остальными осветительными приборами. Энергопотребление таких
светильников по сравнению с их ламповыми собратьями ниже в 6–8 раз, срок службы
– 10–15 лет, они выдерживают температуры от –60 до +40 градусов и не требуют
обслуживания даже в самых жестких условиях эксплуатации. Словом, будто созданы
специально для Якутии.
Светильники всем понравились, но
Павленко нарвался на упрек. Кто-то из гостей сказал, что у них есть несколько
светильников «Электроточприбора», как-то поехали с ними за границу и не могли
отбиться от вопросов: «Где купить?». «Плоховато, значит, у вас с маркетингом»,
– сделал вывод представитель «АЛРОСА».
Свои предложения высказали алмазодобытчикам
также представители НПП «Эталон», Сибирского инновационного дорожного центра
СибАДИ, Технического университета, других омских предприятий. А после обеда
гости отправились в НПО «Мир», где познакомились с энергосберегающими технологиями
и установками, часть из которых, впрочем, компании уже известна и используется
в производстве.
Во второй день визита делегация
компании «АЛРОСА» продолжила «круиз» по омским предприятиям. Гости побывали в
конструкторском бюро транспортного машиностроения, где им показали
газотурбинные мини-ТЭЦ «Вулкан». Эта мобильная установка создана на базе ряда
узлов и технологий бронетанковой
техники, включая газотурбинный двигатель ГТД-1250, который устанавливали на
танки Т-80У. Такую мини-ТЭЦ можно развернуть для эксплуатации за полчаса, а ее
мощности достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией и теплом 4-подъездный
пятиэтажный дом. Установка работает на дизельном топливе, но при необходимости
может работать и на природном газе. Алмазодобытчики заинтересовались также
недавно разработанными на КБТМ машинами для завинчивания свай. В отличие от
прежних они способны вкручивать сваи на глубину до 18 метров и конкурируют только
с японскими аналогами. Здесь же посланцам «АЛРОСА» показали на ходу амфибийные
грузопассажирские вездеходы и грузовые платформы на воздушной подушке
«Арктика».
Затем специалисты компании
проследовали в НПП «Прогресс», где ознакомились с производством
крупногабаритных резинотехнических и резинокордных изделий. А в
моторостроительном объединении им. Баранова им продемонстрировали беспилотный
летательный аппарат «Альтаир» с вертикальным взлетом и посадкой. Этот
беспилотник предназначен для мониторинга и исследований, обладает большой
дальностью и высотой полета.