Сегодня в регионе насчитывается
порядка 80 тысяч субъектов предпринимательства всех форм собственности, в том
числе индивидуальных предпринимателей, включая руководителей КФХ. В малом бизнесе
задействовано около 280 тысяч человек, что составляет почти половину всех
трудоспособных омичей. А это очень значительный пласт экономически активного населения,
с которым власть не может не считаться.
Поэтому стоит ли сомневаться в
преемственности проводимой политики по этому вопросу как в стране, так и в
нашем регионе? Здесь уж точно больших изменений не предвидится, потому что
малый и средний бизнес – это не просто вывеска, это люди, которые заняты в
востребованном секторе экономики. И ни один руководитель государства, региона
не пойдет на ущемление интересов населения, участвующего вольно или невольно в
программе самозанятости.
Как отметил управляющий Омским
региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства Вячеслав
Федюнин, это своеобразная подушка безопасности общества от социальных и
экономических потрясений. Поэтому, когда заходит разговор о политике, вопрос
автоматически переходит в русло экономики. И здесь важны приоритеты, которые
государство определяет для дальнейшего
развития страны. А они таковы, что, по мнению Вячеслава Федюнина, одним из
основных приоритетов, безусловно, можно считать малый и средний бизнес. Это
выражается в тех средствах, что выделяются им из федерального бюджета. Год от
года суммы на поддержку развития малого бизнеса в России увеличиваются. В
цифрах объяснить будет проще – на федеральном уровне в
прошлом году было выделено на поддержку всех региональных программ развития
малого предпринимательства 22 млрд рублей, если делать пропорцию и учитывать
региональные деньги, то этот портфель может увеличиться на 7–9, а то и более
миллиардов рублей, что в совокупности даст порядка тридцати. Сумма, прямо
скажем, немалая. И это без учета кредитных ресурсов, выделяемых государством
под эти программы. Только в нашем регионе выделено госгарантий под кредиты для
малого бизнеса на 2,4 млрд рублей. Это более 420 выданных кредитов. А если
брать во всех регионах? К тем 30 миллиардам рублей господдержки мы можем смело приплюсовать еще
как минимум 40 млрд рублей кредитных ресурсов. Вот вам и ответ насчет
приоритетов.
Стоит ли удивляться, что заинтересованность
государства в развитии малого и среднего бизнеса обеспечивает этому бизнесу 20
процентов успеха? Остальные 80 процентов – это сам бизнес, его ресурсы, кадры,
желание работать. И это умозаключение не местного розлива, а общемировая
практика.
Предпринимательское общество делится на тех, кто самостоятельно развивает свой
бизнес, тех, кто научился грамотно использовать государственную поддержку, и
скептиков, которые не верят в реальность этой поддержки.
Вместе с тем, как отмечает
Вячеслав Федюнин, предприниматели часто говорят, что не верят в поддержку
государства. Этот стереотип менять очень сложно. Предпринимательское общество
делится на тех, кто самостоятельно развивает свой бизнес, тех, кто научился грамотно
использовать государственную поддержку, и скептиков, которые не верят в
реальность этой поддержки. Во многом это связано с тем, что предприниматели
практически не учитывают косвенные, информационные услуги, которые оказывают
Фонд, бизнес-инкубатор и Агентство рекламно-выставочной деятельности. А ведь
они также выполняют свою функцию по развитию малого и среднего бизнеса на территории
Омского региона. К сожалению, большинство предпринимателей недооценивают роль
информации, замкнуты исключительно на собственном бизнесе. Это неправильно. Хорошая
коммерческая информация дает ключ к продвижению продукции, хорошему
оборудованию, нужным контрагентам. Второй, если вовсе не первый момент, –
приоритеты.
Никто не будет спорить, что
«зеленый свет» всегда будет дан инновационным или модернизированным проектам. И
здесь возможны разные варианты – будь то кредит, микрозайм или грант. К
сожалению, таких проектов не может быть много. На конкурсных отборах ежегодно
участвуют от 14 до 30 конкурсантов. Сумма гранта в 500 тысяч рублей.
Минэкономики поддерживает такие компании более существенно
– до пяти миллионов. Но это те компании, которые проявили себя на рынке. Фондом
же в прошлом году было поддержано 18 компаний. Все эти проекты
высокорентабельные. Поэтому грех их не поддержать. Где-то есть инновации, а
где-то есть модернизация. Разговор не идет о тех предприятиях, что относятся к
глобальным, за это отвечает «Роснано». Фонд занимается теми, что попроще.
Многие гранты выделяются даже не под модернизацию, а под создание новых
производств, которые требуют нового оборудования. Но в любом случае
модернизированный и инновационный проекты – любимые чада для Фонда. Стоит
отметить, что 40 процентов из всех кредитов, выданных Фондом, – это кредиты в
производственной сфере, большая часть из которых направлена на создание материальной
базы, приобретение современного оборудования и разработку новых технологий. Микрофинансовая
деятельность ещё одна из удачно развивающихся программ в политике Фонда.
Кстати, в Фонде не забывают о
торговле, где работают порядка 100 тысяч человек. Это те люди, кто зарабатывают
деньги в регионе, здесь же их тратят, здесь же и налоги платят. Поэтому помимо
инноваций Фондом было предоставлено порядка 700 грантов на общую сумму в 135 миллионов
рублей.
Высказался Вячеслав Федюнин и об
инициативе Президента России Владимира Путина оставлять налоги с малого бизнеса
полностью в муниципалитетах. По мнению управляющего Фондом, это предложение
очень своевременное и актуальное, потому что конкретные Иванов, Петров, Сидоров
участвуют в формировании местного бюджета. И если чиновник этого не поймет, то
они просто уйдут туда, где им создаются благоприятные, в том числе и налоговые условия.
Здесь появляется маневр для чиновничьего люда: нужна в районе лесопереработка –
развивай, нужна сфера услуг – делай налоговые послабления.
Ты отвечаешь за социальное
благополучие района.
А сегодня «вмененка» больше
подразумевает «как хотелось бы». Что часто оборачивается несоответствием
желаемого и действительного. В результате чего малый бизнес начинает чахнуть, а
вместе с ним и муниципальная казна. К сожалению, не все главы районов это
понимают.
Поэтому, твердо убежден Вячеслав
Федюнин, малый бизнес, хотим мы этого или нет, нельзя отделить от «социалки». В
нем задействовано достаточно много активного и творческого населения. Кстати, это
мировая практика, а не изыски отечественных экономистов и социологов.
Евгений Лущиков