Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Омский кадетский корпус

Омский кадетский корпус
01.06.2012
Фото:

100 лет назад: фрагменты корпусной жизни


У любого учреждения, как и у каждого человека, имеются две стороны жизни. Одна внешняя, общественная, зримая для многих. Другая – внутренняя, семейная, личная, сокрытая от посторонних глаз. Омский кадетский корпус не стал исключением. Активно участвуя в общественной жизни, это заведение одновременно жило своей сокровенной, корпусной жизнью. Детальный анализ последней позволяет выявить не только дух заведения, но и царившие в нем атмосферу, уклад и порядки кадетской жизни. Без сомнения, все это накладывало отпечаток на поведение и поступки кадет в обществе. К тому же не следует забывать, что Омский кадетский корпус был учебным заведением закрытого типа. Его питомцы воспитывались в своей замкнутой среде. Поэтому корпусную жизнь следует рассматривать как исходную, а общественную – лишь

как проявление или следствие первой.


1912 год начался для воспитанников Омского кадетского корпуса со страстного призыва его директора генерал-лейтенанта А. А. Медведева (1858–1915 гг.), который взывал к помощи кадет в деле скорейшей организации корпусного музея путем сбора различных экспонатов. И призыв этот не остался гласом вопиющего в пустыне. Уже к Пасхе (14 апреля 1912 г.) от С. И. Кандаурова и его сыновей-кадет Георгия и Анатолия в дар корпусному музею был пожертвован «манекен в форме воспитанника училища Сибирского линейного казачьего войска».


Сама кадетская жизнь текла своим чередом. Просыпались под сигнал трубы и барабанный бой. Последний производили прикомандированные к корпусу барабанщики Мариинской, Курганской и Ново-Ишимской команд.


Приводили себя и постели в порядок, затем собирались на молитву. После нее шли в столовую на утренний чай, состоящий собственно из чая с булкой либо плюшкой. Затем вся первая половина дня была посвящена учебным занятиям, которые прерывались лишь только на час, для завтрака из двух блюд. Первое из них поочередно составляли шницель с картофельным пюре, битки с макаронами, пироги с мясом и рисом, плов из баранины, зразы с гречневой кашей и т.п. Второе было неизменным – чай с белым хлебом. Обед был более солидным. Вначале традиционно подавался суп (рассольник с почками, щи кислые, борщ, супы лимонный и помидорный и пр.), затем шло второе (битки с огурцами, котлеты, бефстроганов, тефтели и др. мясные блюда с гарниром). Десерт обычно составляли пирожные. Ужин был весьма скромный – чай с булкой или плюшкой.


В Рождественский и Великий посты из меню исключались мясные блюда. Кадетам приходилось вкушать гороховый суп с гренками, пироги с рыбой, рисовые котлеты. На завтрак и обед подавались блины. Составление меню находилось в компетенции директора корпуса. Послеобеденное время использовалось для внеклассных занятий, отдыха и подготовки уроков. Последняя иногда принимала курьезную форму. Кадеты в зимнее время брали с собой на прогулку учебные книжки, видимо, пытаясь совместить приятное (прогулку) с полезным (подготовить уроки). Эта практика вызвала запрет со стороны начальства, которое считало, что «всякий гуляющий обязательно должен быть в движении, тогда ему не страшны ни холод, ни непогода».


По своей внутренней организации воспитанники делились на три роты, сформированные по возрастам. Самой старшей являлась первая рота, в которой имелись вице-фельдфебель и вице-унтер-офицеры. Классов было семь. Каждый из них делился на два отделения. Все они имели своих воспитателей, которые осуществляли непосредственный надзор за различными сторонами жизни воспитанников. Общее же наблюдение за порядком и расписанием дня возлагалось на дежурного офицера-воспитателя, в помощь которому назначался дежурный кадет из первой роты.


Для поддержания классной дисциплины и близкого знакомства воспитателей с детьми первыми практиковалось посещение уроков их подопечных. О своих впечатлениях они должны были докладывать директору корпуса на субботних педагогических комитетах (т.е., по-нынешнему, советах).

Однако не следует думать, что комитеты эти проводились исключительно в конце недели. Отнюдь нет. Они проходили ежедневно, по утрам. По своей масштабности педагогические комитеты были частными (проводились в отделениях и ротах) и общими (для всего заведения). Последние регулярно проходили после каждой четверти. На таких заседаниях главным вопросом была успеваемость кадет. Воспитанникам, имеющим в среднем за учебу и поведение 10 баллов и более, выражалась похвала. Но как частные, так и общие педагогические комитеты могли выносить и взыскания. Например, в своем заседании 24 февраля педкомитет лишил кадета 7-го класса Ярослава Попова вице-унтер-офицерского звания за «непристойное исполнение... обязанностей по дежурству по роте». Однако не прошло и месяца, как разжалованному и убитому горем воспитаннику на очередном заседании снова было возвращено звание «за хорошее поведение». Отчисление учащихся производилось, как правило, при двух обстоятельствах. Во-первых, в случае неуспеха в учебе (разумеется, с ведома Главного Управления военно-учебных заведений), во-вторых, по желанию родителей. Введение в курс обучения нового предмета химии, а также организация практических

занятий по физике доставляли начальству немало хлопот. Возвращаясь из отпуска, кадеты приносили с собой всевозможные «штучки» и устраивали физические и пиротехнические опыты без наблюдения

преподавателя.


Степенный и соизмеримый ход кадетской жизни иногда нарушали события из ряда вон выходящие: ввиду замкнутости корпусной жизни слух о них с быстротой молнии разносился по заведению. Так, например, 1 марта 1912 г. корпус был в трауре. Отмечалась очередная годовщина убийства Государя Императора Александра II. Была отслужена панихида. И надо же было такому случиться, что в этот день кадет 2-го класса

Николая Тимченко и Анатолия Плотникова, а также рядового служительской команды Вацлава Левандовского укусила бешеная собака. Пострадавших немедленно отправили в сопровождении фельдшера Лейбова в Томский бактериологический институт для «прививок от водобоязни» (откуда они благополучно вернулись 16 марта), а их вещи предали огню. Кстати, о вещах. Все обмундирование и постельное белье было казенным, а следовательно, считалось собственностью заведения. Все вещи, от носков и носовых платков до башлыков, были занесены в ротные шнуровые книги. Кадетам всех трех рот выдавали их из общего цейхгауза. Но вещи имеют свойство теряться. Особенно не везло в этом плане кадетам младшей, 3-й роты. Не проходило и месяца, чтобы они что-нибудь не потеряли. Обычно это были носовые платки, полотенца, носки, пояса с бляшками. Стоимость этих вещей взыскивалась с виновных воспитанников администрацией корпуса. Спросите, из каких средств? Видимо, из получаемых кадетами денежных почтовых переводов, которыми достаточно часто баловали их родители и родственники. При просмотре приказов невольно бросается в глаза то, что уже тогда здание корпуса, что называется, вовсю «трещало по швам». 8 февраля была замечена трещина в зале 2-й роты, а в следующие дни произошел обвал потолка в здании 3-й роты, помимо этого увеличились трещины и в стенах кадетской бани.


Следует также отметить, что 1912 г. был посвящен воспоминанию об Отечественной войне 1812 года. Чествование этого события началось с 26 января, когда в приказах по корпусу ежемесячно стали появляться пункты, освящающие в хронологическом порядке события вековой давности. Каждый месяц в ротах устраивались литературно-музыкальные вечера, посвященные событиям 1812 года. Особенно торжественно праздновалась память Бородинского сражения. Накануне, 25 августа в корпусной церкви были отслужены литургия, панихида и всенощная, а в зале 1-й роты состоялся юбилейный вечер. Преподаватель А. А. Незванов рассказал о Бородинской битве, сопровождая свое повествование световыми картинами. Сам же памятный день начался также со службы, после окончания которой кадеты в полном составе приняли участие в церковном параде войск местного гарнизона. Радетелем и добрым хозяином, задающим тон корпусной жизни, являлся директор заведения генерал-лейтенант Александр Ардалионович Медведев, человек, посвятивший себя с 26 лет военной педагогике. Он родился в Петербургской губернии. Высшее образование получил в Николаевской академии Генерального штаба. По ее окончании в 1884 г. был назначен в Пажеский кадетский корпус на должность офицера-воспитателя, которую исполнял 13 лет. В 1886 г. ему было присвоено звание преподавателя топографии военных училищ. 19 мая 1898 г. Медведев определен инспектором классов Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, где 6 декабря 1905 г. за отличие по службе его произвели в генерал-майоры. 6 декабря 1911 г. Медведев стал генерал-лейтенантом. Он также был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2 и 3-й степеней и Св. Станислава 2 и 3-й степеней.


Возглавив с 1906 г. Сибирский кадетский корпус, А. А. Медведев не только добился переименования его в Омский (это было сделано ввиду того, что в начале прошлого столетия кадетский корпус потерял свое былое общественное значение, поскольку у него появились два конкурента – Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса), но и внес новизну в учебно-воспитательный процесс.


17 сентября 1907 г. по ходатайству руководства корпуса СКК был переименован в Омский кадетский корпус. 1 ноября 1907 г. в Омск прибыл помощник начальника ГУВУЗ генерал-лейтенант Анчутин для вручения знамени, высочайше пожалованного корпусу еще 12 ноября 1903 года. События Русско-японской войны задержали его вручение. Освящение знамени 3 ноября 1907 г. стало большим событием для преподавателей и кадетов. В этом же году в корпусе были введены переводные экзамены и новый предмет химия в старших классах.


Досуг кадет был заполнен разумными развлечениями и полезными занятиями. Одним из таковых являлся спорт. В зимнее время устраивались обширный каток и горка. Каждый из питомцев получал по паре коньков. Однако дети есть дети, их всегда «тянет на подвиги». Это не ускользнуло от внимательного взора администрации. Один из пунктов приказа по корпусу гласил: «Ввиду несчастных случаев, могущих произойти, предписываю гг. воспитателям отнюдь не разрешать кадетам скатываться с горки на коньках и в беседах внушать им разумную осторожность, которая не исключает смелости и отваги». Для развития любви к спорту и возбуждения среди питомцев духа соревнования устраивались по отделениям и ротам конькобежные состязания. Лучшим конькобежцам выдавалась коробка конфет, а рекордсменам – пара призовых коньков. 

Однако спортивные занятия не ограничивались только коньками. Лыжи, гимнастика, фехтование, гребля (для этого имелась целая флотилия лодок, сооруженная при участии самих ребят) – вот лишь неполный

список кадетских спортивных увлечений. Особым предметом забот директора являлось пробуждение в воспитанниках чувства любви к природе. Для этого ежегодно в мае устраивались «праздники древонасаждения» и существовал обычай: каждый выпускник-кадет должен был посадить дерево в корпусном саду. Подготовка к празднику начиналась еще в январе. Воспитатели и преподаватели русского языка и естествознания должны были в течение года путем бесед и чтений заинтересовать, подготовить кадет к познанию природы, привить им любовь к растениям. В один из майских дней кадеты в полном составе отправлялись в лагерь или корпусной сад. Там директор первым сажал дерево. Его примеру следовали ротные командиры, воспитатели, все служащие и кадеты. Помимо систематических посадок деревьев, производилась и их охрана, которую осуществлял «союз охранения корпусных посадок», организованный из питомцев. Любопытно отметить, что во внеклассные занятия по инициативе генерал-лейтенанта А. А. Медведева были включены занятия кадет старших классов с нижними чинами в солдатской школе, открытой при корпусе. Обучение грамоте здесь проходило ежедневно с 17 до 18 часов. Каждый день преподавали по два воспитанника. Один обучал чтению и письму, другой – арифметике. Учеников в школе насчитывалось около 30 человек, которые были разделены на две группы: «первогодников» и «второгодников». Группы чередовались через день. Таким образом, в течение недели каждый ученик-солдат бывал в школе три раза, а в продолжении учебного года (с 1 октября по 20 марта) – 50–60 раз. Несмотря на краткость учебного курса, солдаты тем не менее обучались здесь читать и пересказывать небольшие статьи, писать под диктовку и производить арифметические действия с числами в пределах 100. Обучение чтению велось по звуковому методу. В качестве закрепляющих уроков устраивались воскресные чтения. В методику кадетского преподавания входило чтение или пересказ литературных произведений, подготовка сообщений по русской истории.

В марте директор корпуса в составе комиссии лично принимал экзамены у учеников «солдатской школы» и раздавал им Евангелие и книги для чтения, а кадетам-учителям – серебряные жетоны. Для последних эти занятия имели большое воспитательное значение. Благодаря им будущие офицеры еще со школьной скамьи приучались заботиться о солдате и любить его, что было весьма необходимо при начале их служебной карьеры.


Александр Ардалионович строго следил за порядком в заведении, не делая при проступках поблажек никому – ни воспитанникам, ни подчиненным. Так, например, кадеты 5-го класса Авенгер Архипов и Григорий Паутов за «неодобрительное поведение в отпуску» лишились погон, на трое суток попали под арест и получили по два балла за поведение. Еще один пример изложим словами приказа: «...Вчера при обходе мною заведения в 1 час ночи, в то время когда являлись кадеты из отпуска, я нашел дежурного воспитателя по 2-й роте спящим. Ставлю на вид такое упущение...» Но лучше всего А. А. Медведева как директора Омского кадетского корпуса характеризует следующий пункт приказа: «п. 4: При обходах вверенного мне заведения я иногда узнаю о событиях и проступках кадет помимо доклада моих ближайших сотрудников. Нахожу такую постановку дела неправильной. За свое пятилетнее управление корпусом я трачу сам и отнимаю от других много времени ежедневными утренними комитетами. Цель моя в этих заседаниях – выяснить все, что касается жизни заведения. Тут должны быть проштудированы все события минувшего дня и даны указания на предстоящий.


Я должен знать все для руководства и пользы дела. Я отвечаю за все и в требованиях своих не поступлюсь. Предписываю на будущее время на утренние комитеты смотреть с указанной мною точки зрения, иначе они потеряют всякую цену. Доклады по делам службы я принимаю во всякое время дня и ночи, стеснений и беспокойств для дела, которому обязаны отдавать душу, не признаю».


Подводя итог вышесказанному, заметим, что серьезное внимание было также обращено на развитие в воспитанниках чувства преданности и любви к Государю, православной вере и Родине. Этими тремя постулатами и следует характеризовать дух заведения. Царившая в нем атмосфера единой кадетской семьи являлась необходимым условием для поддержания этого духа.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.