Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

«Юбиляры» омской Истории

«Юбиляры» омской Истории
05.06.2012
Фото:

Без обращения к прошлому невозможно правильно прогнозировать и планировать будущее. Напомним, что совершённые людские деяния становятся достоянием как прошедшего, так и сегодняшнего дня. Именно они оставляют заметный след в истории города, а именами их творцов гордятся потомки. Не стал исключением в этом плане и Омск. Ведь не случайно в советскую эпоху особой популярностью среди историков-краеведов пользовалась такая серия книг, как «Судьбы, связанные с Омском», где речь шла не только о наших именитых земляках, но и о людях, которые как своим пребыванием, так и своими делами и печатными трудами внесли свой вклад в историю нашего города. Сегодня в нашем материале пойдёт речь о трёх именах, которые оставили заметный след в омской истории, а их обладателям не так давно минуло 200 и 100 лет со дня рождения.


Собиратель сибирского прошлого


Николай Алексеевич Абрамов – один из трудолюбивейших исследователей сибирского прошлого. Его перу принадлежат статьи по географии, археологии, статистике и бытовой истории, а также жизнеописание тех лиц, которые сыграли важную роль в истории Сибири. Он родился в семье священника, в г. Кургане 17 апреля 1812 года. Получив начальное образование в родительском доме, затем в уездном училище, он блестяще окончил курс Тобольской духовной семинарии. Как лучшего ученика, ректор хотел послать Абрамова по окончании семинарского курса для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, но, не желая оставить мать-вдову без помощи, Абрамов отказался и был определен учителем во 2-й класс Тобольского духовного училища, совмещая при этом и преподавание в семинарии (кроме общих предметов, Абрамов настолько хорошо знал татарский язык, что был назначен его учителем в семинарии).

Знание татарского языка представляло для Абрамова возможность объяснять географические названия сибирских рек и урочищ, а также заниматься нумизматикой и собрать несколько десятков монгольских ханских монет. Помимо татарского, он хорошо знал латинский и еврейский языки. В 1836 г. Абрамов перешел в учителя Тобольского уездного училища Mинистерства Hародного Просвещения и прослужил в этом ведомстве 17 лет (по 20 мая 1853 г.), сперва учителем географии, а потом смотрителем училищ в Березове, Ялуторовске и Тюмени, где, кстати, убедил горожан учредить женское училище. Писать о Сибири Абрамов стал, будучи уездным учителем, причём собрал печатные источники о прошлом Сибири и многие редкие рукописи. Собственноручно он списал Сибирскую летопись (480 листов), а другую копию прислал в дар Императорскому Русскому географическому обществу. Количество написанных Абрамовым статей и заметок доходит до ста. Трудно указать, какие из них представляют наибольшую ценность. Абрамов не принадлежал к числу тех деятелей науки, которые обогащают её широкими выводами и обобщениями. Он был почти исключительно собиратель материалов. Но собиратель чрезвычайно точный, обстоятельный и знающий, а главное – изумительно деятельный, и в этом его значение.

В начале июля 1853 г. Абрамов прибыл в Омск. Здесь он не только работал в Главном Управлении Западной Сибири и продолжал работу над своими статьями, но и познакомился с Менделеевыми, которые даже подарили ему несколько старинных книг. В контексте исторического прошлого Омской области наибольший интерес для историков-краеведов представляют такие его работы, как «О заселении и промышленности округов Тарского и Омского в Тобольской губернии» (1853 г.) и «Биография генерала Глазенапа, командира отдельного Сибирского корпуса» (1860 г.). Вскоре он был переведен на службу в Семипалатинск, где и скончался.

Кончина его была скоропостижной и безвременной. Паралич случился 3 мая 1870 года. По свидетельству его друга протоиерея А.И. Сулоцкого, он ушел из жизни вследствие скорой болезни, так и не сумев принять последнего причастия. Характеризуя важнейшие черты личности Н.А. Абрамова, А.И. Сулоцкий отмечал, помимо указанной разносторонности занятий, стремлений и интересов, глубочайшую личную непоказную религиозность, которая оказалась далеко неутраченной в результате всех неурядиц, проблем и многочисленных перипетий в его судьбе. Так, например, наблюдая случаи ненадлежащего отношения к святыне, он, в силу своих возможностей,

пытался исправить положение дел личным призывом или обращением через таблички или надписи. Н.А. Абрамов был горячим сторонником религиозного образования и просвещения как детей, так и взрослых, не только русских, но и инородцев.

След, оставленный Николаем Алексеевичем в научной жизни Западной Сибири, остался очень ярким. Благодаря его деятельности часть проблем духовной жизни Сибирского региона оказалась исследованной и послужила толчком к дальнейшим научным изысканиям.

За его труды и научные изыскания потомки «отблагодарили» Н.А. Абрамова по-своему. Власти г. Семипалатинска, развивая спортивное дело в городе, возвели стадион «Спартак» на месте старого кладбища, где покоился прах исследователя. А надгробную плиту с его могилы наряду с другими использовали при сооружении тротуаров в центре города.


Друг Мартынова


11 апреля нынешнего года в Омском государственном литературном музее имени Ф. М. Достоевского открылась выставка «В поисках связи времен», посвященная 100-летию со дня рождения известного писателя и краеведа Виктора Григорьевича Уткова.

Для участия в мероприятии в Омск из Москвы прилетела его дочь О. В. Устинова. Она ведет большую работу по сохранению наследия своего отца и в Омск прилетела не с пустыми руками. В торжественной обстановке музею были подарены уникальные документы, фотографии и книги В.Г. Уткова, которые займут достойное место в фондах музея.

Виктор Григорьевич родился 11 апреля (н. ст.) 1912 г. в селе Сычёво Курганской области. Потом семья переехала в Омск. Поначалу, казалось бы, ничто не предвещало будущую литературную деятельность юного сибиряка. Разве что хорошая библиотека в семье да любовь к чтению. Любовь к книге Виктор унаследовал от своего отца Григория Григорьевича, который научился читать по статье Рубакина «Практика самообразования», потом написал письмо в Швейцарию, получил ответ с наставлениями, что ещё читать. Так началась библиотека Утковых.

Начиная с 1925 г. Виктор вёл свои личные дневники. После окончания школы Виктор Григорьевич работал слесарем, библиотекарем, техником-полеводом. В 1931 г. он поступил в Омский зооветеринарный институт на отделение северного оленеводства. Хотел получить престижную по тем временам профессию – осеменатор оленей. Во время учёбы много путешествовал по глухим местам Сибири.

Страсть к путешествиям у Виктора Григорьевича сохранилась на всю жизнь. В 1935 г. он решил заняться литературной работой и оставил ученье в институте. Ушёл в журналистику, работал в газете «Ленинские внучата». Заведовал литературной частью Омского театра драмы. Работал корректором в издательстве, затем – в газете. С 1936 г. начал печататься. Через три года вышла его первая книга «Чудесная пшеница» о сибирском селекционере Н.В. Цицине. Потом была война, на которую Виктор Григорьевич ушёл добровольцем. В 1937–1941 гг. он – ответственный секретарь Омского областного объединения советских писателей и журналистов. Свои первые очерки и рассказы публиковал в газетах «Омская правда» и «Молодой большевик», в журналах «Омская область» и «Сибирские огни». Принимал участие в создании литературно-публицистического сборника «Омский альманах» (1939–1950), входил в состав его редколлегии. Опубликовал в альманахе рассказы «Анисья» (1939) и «Прыжок» (1940), под псевдонимом Виктор Бурмин – статьи «Конец захолустья» (1939) и «Тобольские дни П. П. Ершова» (1940). После демобилизации женился и остался в Москве, работал в редакциях московских журналов, во Всесоюзном объединении «Союзкнига». До 1953 года он писал материалы для журнала «Физкультура и спорт», знал многих спортсменов, дружил с альпинистами и сам занимался альпинизмом. Затем была работа в «Союзкниге», многочисленные командировки по стране. В.Г. Утков был членом Союза писателей, заслуженным деятелем культуры, членом редколлегии и одним из основателей «Альманаха библиофила», одним из авторов научного труда «История русской литературы Сибири» и т.д. Исследованием жизни и творчества П.П. Ершова Виктор Григорьевич начал заниматься ещё в середине 30-х годов. Начав изучение биографии и произведений Петра Павловича, Утков уже не мог остановиться. Литература о нём была скудной, архивы не разобраны. Основным источником для

всех, кто писал о Ершове, являлась книга воспоминаний его университетского товарища А.К. Ярославцова. Виктору Григорьевичу Уткову удалось почти полностью восстановить биографию поэта, найти, собрать и опубликовать забытые и вновь найденные произведения и письма П.П. Ершова. Результатом многолетних поисков и трудов стали статьи и книги, посвящённые жизни и творчеству автора «Конька-Горбунка». Две биографические повести о детстве и юности П.П. Ершова «Рождённый в недрах непогоды» и «В поисках Беловодья», сопровождаемые большим справочным аппаратом («Заметки на полях»), стали вершиной этих поисков и трудов.

Более сорока лет Виктор Утков был близким другом выдающегося поэта Леонида Мартынова, а после смерти Мартынова участвовал в издании его наследия, а также сборника «Воспоминания о Леониде Мартынове» (М., 1986). Виктор Григорьевич был одним из инициаторов проведения в Омске Мартыновских чтений и сам принимал в них активное участие в 1983-м и 1985 годах.

Живя в Москве, Виктор Григорьевич никогда не прерывал связи с Сибирью и Омском. В 1945–1983 гг. он неоднократно посещал наш город. В.Г. Утков оставался сибиряком, человеком очень стойким

и выносливым как физически, так и психологически. До последних дней ходил на лыжах, очень любил лес и напряжённо работал. Именно за работой, в Ленинской библиотеке с ним случился инсульт, откуда его увезли в больницу. А 8 февраля 1988 г. его не стало.


Непревзойдённый историк архитектуры


В 1960 г., выйдя в Омском книжном издательстве, увидела свет до сих пор так и не превзойдённая по своему содержанию и изложению книга «Омск. Как рос и строился город». В ней впервые на основе широкого круга архивных и опубликованных источников были профессионально исследованы градостроительный и архитектурный аспекты истории нашего города. Автором её был архитектор и крупнейший специалист по истории архитектуры Ленинграда и Сибири Виктор Ильич Кочедамов (1912–1971). 21 апреля этого года ему исполнилось бы 100 лет. В отличие от первых двух героев нашего повествования, он уроженец Омска. Родился в семье мелкого коммерческого

служащего. В 1911–1912 гг. его отец был доверенным в магазине «Рыбно-гастрономическая торговля Вятских, Шкода и Заикин», располагавшемся на Центральном базаре нашего города. Свои обязанности три упомянутых компаньона распределили так. Иван Егорович Вятских, рослый старик с большой бородой, руководил торговлей. Бухгалтерский учёт вёл Антон Иванович Шкода – пожилой, угрюмый и придирчивый поляк. А Степан Агапиевич Заикин всё время находился в разъездах и занимался исключительно закупкой товара. Четырьмя же приказчиками в магазине распоряжался Илья Ефимович Кочедамов, «маленький косоглазый юркий человечек, исключительный знаток всех тонкостей коммерции и банковских операций». Вот у него-то в семье и появился на свет божий в 1912 г. будущий архитектор. Виктор рос весьма способным и любознательным ребёнком. После успешного окончания семилетней школы имени В.И. Ленина 22 августа 1927 г. он подаёт документы и заполняет анкету на архитектурное отделение Омского художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля. В графе: «Чем вызвано желание поступить?» – Виктор записал: «Стремление к строительству».

Причем до этого выбранной специальностью он не под чьим руководством не занимался. В техникуме Виктор учится весьма успешно. За год до окончания техникума, летом 1930 г., он проходил производственную практику при строительстве электрокомбината в Хакасии.

Получив диплом об окончании техникума, Виктор Ильич начал свой трудовой стаж. В 1931–1932 гг. работал техником-архитектором «Промстройпроекта» в Саратове, затем в течение трёх лет старшим архитектором «Крайпрогора» в Сталинграде. В 1935 г. он поступает на архитектурный факультет Всероссийской академии художеств, который закончил перед войной.

В 1942–1971 гг. работал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где последовательно занимал должности: аспиранта, ассистента, доцента кафедры архитектуры проектирования, декана архитектурного и скульптурного факультетов. С 1942 г. Виктор Ильич становится членом Союза архитекторов, через четыре года – кандидатом архитектуры, а ещё через двадцать лет был утверждён в звании профессора. И это несмотря на то что всю свою жизнь он был беспартийным! В разные годы являлся членом архитектурно-технического совета Ленинграда и президиума правления Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР. Участвовал в проектах и постройках: речного вокзала и Дома специалистов в Сталинграде (1932), библиотеки Академии наук (кстати, это его дипломный проект с отличием), Всероссийской академии художеств (1941), железнодорожного вокзала в Резекне Латвийской ССР, Лентранспроекта (1945) и др. Он беззаветно любил город Омск и гордился тем, что был его уроженцем. Именно на этой почве он и познакомился в августе-сентябре 1958 г. с известным омским ученым-краеведом А.Ф. Палашенковым. Годом ранее В.И. Кочедамов впервые переступил порог читального зала Госархива Омской области, в котором он постоянно работал, собирая материал для своих книг по истории сибирских городов. Именно Андрея Фёдоровича В.И. Кочедамов просил в одном из своих писем написать рецензию на его книгу «Омск. Как рос и строился город». А в январе 1971 г. его не стало. Свой земной путь он завершил в городе на Неве, где и погребён.


Автор выражает благодарность директору Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского А.А. Кильдюшевой за предоставленные материалы и снимок В.Г. Уткова.
Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.