Каково
сегодняшнее состояние конкуренции в России, пожалуй, не возьмется сказать ни
один российский чиновник. Даже профильное ведомство – Федеральная
антимонопольная служба, – отвечающее как раз за правила игры на рынках, не в
полной мере знакомо со всей российской конкурентной действительностью. Доклад
главы ФАСа Игоря Артемьева, озвученный им на недавнем заседании правительства,
был раскритикован в пух и прах. А кто-то из приглашенных
предпринимателей
даже заметил: налицо тотальное неблагополучие в области конкуренции. Но мы
все-таки постараемся разобраться в цифрах и фактах представленного доклада и
подвести свой итог.
Интересная
штука получается. Россия занимает 19-е место в мире по развитости
антимонопольного законодательства и эффективности его применения. Но при такой
законодательной прогрессивности наша страна по фактическому состоянию конкурентной
среды почему-то плетется в хвосте (120-е место из 183). То есть конкуренция в
стране как бы есть, но
становится ее
все меньше и меньше. И ту, которая еще осталась, пытаются удушить. Игорь
Артемьев заявил, что руководители регионов, главы муниципалитетов склонны к
монополизации рынков, выдаче преференций отдельным бизнесменам, сговору с
бизнесом (в том числе ценовому).
Вообще, исходя
из данных, которыми оперировала ФАС, трудно оценить современное состояние
конкуренции и определить реальную ситуацию на рынках. В докладе выборочно
приведены лишь отдельные секторы экономики, причем далеко не главные. Ни слова
о строительстве. Забыли о нем, что ли? Вот и строят предприниматели, где хотят
и что хотят. Одним словом, никакого контроля. Из поля зрения антимонопольщиков
почему-то ушли такие важнейшие отрасли экономики, как розничный рынок
электроэнергетики, хотя его годовой объем превышает один триллион рублей, и, в
общем-то, затрагивает он не только предпринимателей, но и абсолютно всех наших граждан.
Вскользь упоминаются такие сферы, как тепловые ресурсы и коммунальные услуги.
На них в докладе отведено место ровно столько, сколько рынку оптовой торговли
автогрейдерами (две с небольшим страницы из более чем 300-страничного труда).
Но все же
определенные акценты расставлены. По мнению главы антимонопольного ведомства,
одной из болевых точек является авиатранспорт. На многих направлениях работает
всего один перевозчик, из-за этого и тарифы запредельные. Артемьев предложил
пустить как минимум две компании на те направления, которые пользуются спросом
у населения. Тогда-то и появится конкуренция, и цены на перевозки снизятся на
25 процентов. Другая жалоба ФАС – на Государственную думу. Именно из-за
депутатов уже семь лет тормозится закон об основах регулирования пассажирского
транспорта. В результате Россия – единственная страна, живущая без такого
закона. Никак не удается «продавить» и «ликвидацию мобильного рабства» (то есть
номер за гражданином при смене оператора сохранить до сих пор невозможно). Аховая
ситуация складывается в стратегической отрасли экономики – сельском хозяйстве.
К примеру, молочная отрасль просто не знает конкуренции. Здесь лишь два
крупнейших игрока – ЮНИМИЛК и «Вимм-Билль-Данн».
По-видимому,
наша страна еще долгие годы будет находиться в зависимости от молочного
импорта, ведь одной из проблем развития конкуренции на российском рынке сырого
молока являются импортные поставки «молочки». Сыр, масло везутся из Украины и
Белоруссии, сельское хозяйство которых базируется на дешевых кормовых ресурсах
и копеечной рабочей силе. В результате снижается заинтересованность
отечественных предприятий–переработчиков сырого молока в развитии собственного
производства. Вполне объясним беспредел, творящийся на рынке предоставления
жилищных услуг. Управляющим компаниям (особенно в городах-миллионниках) не с
кем конкурировать. Отсюда и высокие тарифы, и тотальное игнорирование мнения собственников
жилья.
Можно ли в
таких условиях, когда сами предприниматели в первую очередь не заинтересованы в
том, чтобы начинать соперничать друг с другом, вести разговоры о строительстве
новой модели экономики? Ведь здоровая конкурентная борьба играет на руку всем.
Потребителю – он получит более качественный и дешевый продукт. Самим
предпринимателям – у них появится стимул для модернизации производства
(модернизация позволит снизить себестоимости продукции). Государству – оно
будет иметь дополнительные доходы в виде налогов и новые рабочие места. Вроде
бы в стране принята Программа развития конкуренции. Но на деле она попросту
буксует. Экономист, преподаватель Академии народного хозяйства при
Правительстве России Вадим Новиков полагает, что все-таки главный вопрос именно
в политике, проводимой государством, а не в принятой программе. Хотя если бы
эта программа выполнялась, то с конкуренцией дела бы обстояли гораздо лучше. Отдельные
эксперты высказывают большие опасения. Страна уже одной ногой во Всемирной
торговой организации, и если наша продукция не будет конкурентоспособной, то
вряд ли отечественные предприятия смогут эффективно работать в новых рыночных
условиях.
Виктория Стрельникова