Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Бизнес-омбудсмен: каким он должен быть?

Бизнес-омбудсмен: каким он должен быть?
03.07.2012
Фото:

В феврале этого года премьер-министр Владимир Путин заявил о создании в России института уполномоченного по правам предпринимателей. Какие функции должен нести уполномоченный, что ждет от него предпринимательское сообщество? Попробуем разобраться.


«В России появится уполномоченный по защите прав всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов. Он получит особый процессуальный статус, а следовательно, – право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти», – сообщил премьер. По его словам, такой уполномоченный также получит право приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и – в качестве обеспечительных мер – обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников.

Следом за этим выступлением, 20 февраля концепцию создания нового института уполномоченных обсудили на рабочем совещании министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. В заседании приняли участие представители Минэкономразвития, а также ассоциаций предпринимателей, бизнес-сообществ и общественных организаций. Позицию «ОПОРЫ РОССИИ» озвучили президент организации Сергей Борисов, вице-президент Владислав Корочкин, начальник юридического отдела Ирина Юнкман.

Министерство Эльвиры Набиуллиной представило к рассмотрению несколько вариантов создания института омбудсмена как:

– специального государственного органа, включающего в себя не только центральный аппарат в Москве, но и представительства в федеральных округах;

– федерального гражданского служащего при президенте России, которому напрямую подчиняются инвестиционные уполномоченные в федеральных органах и региональные уполномоченные по правам предпринимателей;

– федерального должностного лица при одном из заместителей председателя правительства РФ либо при одном из профильных министерств, например, при Минэкономразвития России.

При этом главный акцент делается на защите прав малого бизнеса.

В перечень функций представителя прав предпринимателя предложено включить: рассмотрение жалоб бизнесменов; право отстаивать их интересы в суде; внесение предложений в органы государственной власти; приостановление действия ведомственных нормативных актов до решения суда;

обращение в суд в качестве обеспечительной меры с оперативным приостановлением действий чиновников.

Однако первый в России уполномоченный по правам предпринимателей появился 31 мая 2011 года в Ульяновской области. Губернатор Сергей Морозов назначил на эту должность председателя ульяновского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Анатолия Сагу. Региональный парламент утвердил это назначение в конце декабря 2011 года.

Следующим субъектом Федерации, принявшим аналогичный закон, стала Башкирия. Закон был подписан первого марта этого года. В задачи нового башкирского омбудсмена, согласно документу, входят «обеспечение гарантий

государственной защиты прав и законных интересов предпринимательства», а также «внесение предложений по совершенствованию законодательства о предпринимательской деятельности, ее пропаганда и популяризация».

Кроме того, закон предусматривает участие уполномоченного в региональном и международном сотрудничестве.

Мы спросили у нескольких успешных представителей малого и среднего бизнеса, какой они видят роль федерального омбудсмена. Предприниматели высказались о том, каким они видят федерального омбудсмена и чем он должен заниматься.

Татьяна Еремеева, советник уполномоченного по правам человека в сфере малого и среднего бизнеса в Челябинске: «На мой взгляд, омбудсмен должен выполнять функции медиатора, переговорщика на федеральном уровне между властью и бизнесом. Из своего полугодового опыта работы советником уполномоченного по правам человека, курирующего вопросы малого и среднего бизнеса, предлагаю будущий аппарат бизнес-омбудсмена в обязательном порядке обучать медиации. Взаимодействие федерального омбудсмена по правам предпринимателей с регионами может быть организовано так же, как сейчас в аппарате уполномоченного по правам человека (отчётность, сбор обратной связи и т.п.).

Что касается процедуры назначения, то сейчас уполномоченный по правам человека в нашем регионе подчиняется правительству региона. Считаю это малоэффективным, так как при этом может быть сильное лоббирование властных интересов. Приведу пример на региональном уровне: в УПЧ (должность уполномоченного по правам человека) идёт назначение правительством, утверждение Законодательным собранием. Считаю, нужно изменить эту систему и включить общественные предпринимательские объединения: именно от них должна исходить кандидатура, а утверждать может также ЗСО.

Денис Константинов, председатель комитета по промышленной политике Челябинского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»: «Такая должность, как уполномоченный по защите прав предпринимателей, это минимальное, что нужно сделать для начала снятия ограничителей с развивающегося российского бизнеса. Лично у меня не вызывает сомнения, что полноценно возглавить данное направление в том или ином качестве способен только человек, имеющий практический опыт предпринимательства и знающий ситуацию изнутри, и, как следствие, способный предлагать разросшемуся чиновничьему аппарату смелые, не всегда удобные решения. Единственный человек, обладающий этими качествами и владеющий данным вопросом, – Халфина Светлана Минзагитовна».

Светлана Халфина, Уполномоченный по защите прав предпринимателей при «ОПОРЕ РОССИИ»: «По мнению бизнес-сообщества, уполномоченным по защите прав предпринимателей должен быть человек со стажем предпринимательской и общественной правозащитной деятельности, с высокими моральными качествами, с отменной репутацией, дипломат, обладающий авторитетом среди предпринимательского сообщества. На федеральном уровне это должен быть полномасштабный институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в России. Полномочия между региональными и федеральными уполномоченными по защите прав предпринимателей могут быть разграничены по аналогии института уполномоченного по правам человека. Взаимодействие между федеральным и региональным уполномоченными может заключаться в координаторском, организационно-правовом, информационно-методическом сотрудничестве. Для того чтобы институт омбудсмена являлся реальным инструментом власти, необходимо закрепить за ним право законодательной инициативы. Это право нужно отразить в будущем законопроекте Федерального закона об уполномоченном. Считаю необходимым закрепить такое право и за региональными омбудсменами, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Законодательные инициативы регионального уполномоченного в федеральное законодательство должны направляться федеральному уполномоченному».

Светлана Халфина предложила следующую структуру института уполномоченного по правам предпринимателей:

– центральный аппарат в Москве, при этом федеральный уполномоченный должен назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом РФ;

– институт регионального уполномоченного создается на базе регионального законодательства субъекта РФ об уполномоченном по защите прав предпринимателей.

Считается, что институт бизнес-омбудсмена является весьма эффективным демократическим инструментом контроля за деятельностью органов власти, создающих административные барьеры в развитии бизнеса.

Архив « 2020 » « Январь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.