В феврале этого
года премьер-министр Владимир Путин заявил о создании в России института
уполномоченного по правам предпринимателей. Какие функции должен нести
уполномоченный, что ждет от него предпринимательское сообщество? Попробуем
разобраться.
«В России
появится уполномоченный по защите прав всех предпринимателей, а не только
иностранных инвесторов. Он получит особый процессуальный статус, а
следовательно, – право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать
их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти», – сообщил
премьер. По его словам,
такой уполномоченный также получит право приостанавливать ведомственные
нормативные акты до решения суда и – в качестве обеспечительных мер – обращаться
в суд с оперативным приостановлением действий чиновников.
Следом за этим
выступлением, 20 февраля концепцию создания нового института уполномоченных
обсудили на рабочем совещании министра экономического развития РФ Эльвиры
Набиуллиной. В заседании приняли участие представители Минэкономразвития,
а также ассоциаций предпринимателей, бизнес-сообществ и общественных организаций.
Позицию «ОПОРЫ РОССИИ» озвучили президент организации Сергей Борисов, вице-президент
Владислав Корочкин, начальник юридического отдела Ирина Юнкман.
Министерство
Эльвиры Набиуллиной представило к рассмотрению несколько вариантов создания
института омбудсмена как:
– специального
государственного органа, включающего в себя не только центральный аппарат в
Москве, но и представительства в федеральных округах;
– федерального
гражданского служащего при президенте России, которому напрямую подчиняются
инвестиционные уполномоченные в федеральных органах и региональные
уполномоченные по правам предпринимателей;
– федерального
должностного лица при одном из заместителей председателя правительства РФ либо
при одном из профильных министерств, например, при Минэкономразвития России.
При этом
главный акцент делается на защите прав малого бизнеса.
В перечень
функций представителя прав предпринимателя предложено включить: рассмотрение
жалоб бизнесменов; право отстаивать их интересы в суде; внесение предложений в
органы государственной власти; приостановление действия ведомственных
нормативных актов до решения суда;
обращение в суд
в качестве обеспечительной меры с оперативным приостановлением действий
чиновников.
Однако первый в
России уполномоченный по правам предпринимателей появился 31 мая 2011 года в
Ульяновской области. Губернатор Сергей Морозов назначил на эту должность председателя
ульяновского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Анатолия Сагу. Региональный
парламент утвердил это назначение в конце декабря 2011 года.
Следующим
субъектом Федерации, принявшим аналогичный закон, стала Башкирия. Закон был
подписан первого марта этого года. В задачи нового башкирского омбудсмена,
согласно документу, входят «обеспечение гарантий
государственной
защиты прав и законных интересов предпринимательства», а также «внесение
предложений по совершенствованию законодательства о предпринимательской
деятельности, ее пропаганда и популяризация».
Кроме того,
закон предусматривает участие уполномоченного в региональном и международном
сотрудничестве.
Мы спросили у
нескольких успешных представителей малого и среднего бизнеса, какой они видят
роль федерального омбудсмена. Предприниматели высказались о том, каким они
видят федерального омбудсмена и чем он должен заниматься.
Татьяна
Еремеева, советник уполномоченного по правам человека в сфере малого и среднего
бизнеса в Челябинске: «На мой взгляд, омбудсмен должен выполнять функции
медиатора, переговорщика на федеральном уровне между властью и бизнесом. Из
своего полугодового опыта работы советником уполномоченного по правам человека,
курирующего вопросы малого и
среднего бизнеса, предлагаю будущий аппарат бизнес-омбудсмена в обязательном
порядке обучать медиации. Взаимодействие федерального омбудсмена по правам
предпринимателей с регионами может быть организовано так же, как сейчас в
аппарате уполномоченного по правам человека (отчётность, сбор обратной связи и
т.п.).
Что касается
процедуры назначения, то сейчас уполномоченный по правам человека в нашем
регионе подчиняется правительству региона. Считаю это малоэффективным, так как
при этом может быть сильное лоббирование властных интересов. Приведу пример на
региональном уровне: в УПЧ (должность уполномоченного по правам человека) идёт
назначение правительством, утверждение Законодательным собранием. Считаю, нужно
изменить эту систему и включить общественные предпринимательские объединения: именно
от них должна исходить кандидатура, а утверждать может также ЗСО.
Денис
Константинов, председатель комитета по промышленной политике Челябинского
областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»: «Такая должность, как уполномоченный по
защите прав предпринимателей, это минимальное, что нужно сделать для начала
снятия ограничителей с развивающегося российского бизнеса. Лично у меня не
вызывает сомнения, что полноценно возглавить данное направление в том или ином
качестве способен только человек, имеющий практический опыт предпринимательства
и знающий ситуацию изнутри, и, как следствие, способный предлагать разросшемуся
чиновничьему аппарату смелые, не всегда удобные решения. Единственный человек,
обладающий этими качествами и владеющий данным вопросом, – Халфина Светлана
Минзагитовна».
Светлана Халфина,
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при «ОПОРЕ РОССИИ»: «По мнению
бизнес-сообщества, уполномоченным по защите прав предпринимателей должен быть
человек со стажем предпринимательской и общественной правозащитной деятельности,
с высокими моральными качествами, с отменной репутацией, дипломат, обладающий
авторитетом среди предпринимательского сообщества. На федеральном уровне это
должен быть полномасштабный институт уполномоченного по защите прав предпринимателей
в России. Полномочия между региональными и федеральными уполномоченными по
защите прав предпринимателей могут быть разграничены по аналогии института уполномоченного
по правам человека. Взаимодействие между федеральным и региональным уполномоченными
может заключаться в координаторском, организационно-правовом,
информационно-методическом сотрудничестве. Для того чтобы институт омбудсмена
являлся реальным инструментом власти, необходимо закрепить за ним право
законодательной инициативы. Это право нужно отразить в будущем законопроекте
Федерального закона об уполномоченном.
Считаю необходимым закрепить такое право и за региональными омбудсменами, причем
как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Законодательные
инициативы регионального уполномоченного в федеральное законодательство должны
направляться федеральному уполномоченному».
Светлана
Халфина предложила следующую структуру института уполномоченного по правам предпринимателей:
– центральный
аппарат в Москве, при этом федеральный уполномоченный должен назначаться на
должность и освобождаться от должности Президентом РФ;
– институт
регионального уполномоченного создается на базе регионального законодательства субъекта
РФ об уполномоченном по защите прав предпринимателей.
Считается, что
институт бизнес-омбудсмена является весьма эффективным демократическим инструментом
контроля за деятельностью органов власти, создающих административные барьеры в развитии
бизнеса.