Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

«Арктика» на охране границы

«Арктика» на охране границы
11.07.2012
Фото:

Прорывной характер инновационных разработок и степень освоения – основные критерии, по которым отбирались омские проекты на II Международный форум «Технологии в машиностроении-2012», завершившийся в Жуковском. Несколько из них получили высокую оценку специалистов, а «Гибкая транспортная система» включена госкорпорацией «Ростехнология» в список 12 приоритетных проектов России. Об инновациях омичей мы попросили рассказать генерального директора НП «Сибирское машиностроение» Валерия Жильцова.

– Валерий Васильевич, что показало НП «Сибирское машиностроение» на международном форуме в Подмосковье?

– Мы представляли комплекс проектов, порядка 50 наименований продукции. Критерии отбора были строгие – новизна, прорывной характер, инновационность, а также уровень освоения, перспектива коммерциализации.

В основном привезли инновационные разработки за последние два года, что прошли после первого форума в Жуковском. Конечно, были и проекты «СибВПКнефтегаз», в том числе вездеходы на воздушной подушке «Арктика», ставшие уже визитной карточкой «Сибирского машиностроения». Очень перспективную разработку системы мониторинга и диагностики подвижных составов представил НПЦ «Динамика». Уже более 50 электропоездов оснащены этой системой. Продукция НПО «Эталон» заинтересовала специалистов.

Впервые принял участие в этом форуме Омский электромеханический завод.

Поразил высокий уровень производства этого предприятия, где недавно была проведена глобальная модернизация. В рамках форума прошли переговоры с «Роснефтью», руководство которой планирует осенью приехать с деловым визитом в Омск. Мы обязательно повезем их на электромеханический завод. Возможно, прозвучит слишком громко. Но, на мой взгляд, беспрецедентный, революционный, если можно так выразиться, проект получился у разработчиков «Гибкой транспортной системы».

– Если не ошибаюсь, вы говорите о так называемом «гибком колесе», разработанном в Омском транспортном университете?

– Да, это тот самый проект. Но сейчас он реализуется в содружестве с ОмГТУ в созданном малом инновационном предприяти ООО «Гибкие транспортные системы», возглавляемым Валерием Шилером.

Этой разработкой заинтересовалась корпорация «Ростехнология». А это уже совершенно другой уровень. «Ростехнология» включила этот проект в число 12 ведущих инновационных проектов России и собирается его поддерживать. Кстати, этот омский проект демонстрировался на площадке «Ростехнологии», как раз напротив нашего стенда. Проект, действительно, носит прорывной характер. Благодаря этой разработке в два раза уменьшается сопротивление движению на железной дороге. А это огромная экономия электроэнергии, других ресурсов, повышение скорости поездов. Другой эффект – уменьшение воздействия колеса на рельсы, что также обещает огромную экономию только на ремонте железнодорожных путей. Есть и другие преимущества. Мы показали этот проект губернатору Виктору Ивановичу Назарову, который приезжал на выставку

«Технологии в машиностроении». Он по достоинству оценил данную разработку. В ближайшее время по этому проекту направим заявку в Сколково.

– На форумах редко подписываются контакты, но результатом деловых встреч, обсуждений часто становятся предложения о взаимовыгодном сотрудничестве. Что в этом плане привезла из Жуковского омская делегация?

– Мы очень плодотворно поработали на всероссийском «круглом столе», где обсуждались вопросы модернизации железнодорожного машиностроения. Омские предложения вызвали большой интерес. В частности, генеральный директор НПЦ «Динамика» доктор наук, профессор Владимир Костюков встречался в Москве с руководством компании «Siemens». Обсуждались перспективы сотрудничества по оснащению омскими системами диагностики современных электропоездов, которые будут работать на Олимпиаде в Сочи. Не исключен вариант, что этой системой в течение двух лет будут оснащены все электропоезда.

– Расскажите о перспективах вездехода «Арктика», пожалуй, самого известного проекта «Сибирского машиностроения».

– Сегодня уже около 50 наших вездеходов «Арктика» бороздят непроходимые места в Ямало-Ненецком автономном округе, на Чукотке, в Коми, на севере Красноярского края, в других труднодоступных территориях. Решаем вопросы о запуске серийного производства, закупке новых машин. Заказы на «Арктику» поступают в основном от муниципальных образований северных, восточных территорий страны, от нефтяников, газовиков. МЧС собиралось купить вездеход, но дальше слов дело не сдвинулось. В Министерстве обороны, получив «Арктику», оборудовали вездеход пулеметами и направили теперь уже боевую машину на охрану восточных границ. Сейчас мы продвигаем новый инновационный проект мирового уровня, которому нет аналогов. Речь идет о грузовой платформе на воздушной подушке, в различных моделях грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. Для реализации этого проекта, создания опытного образца необходимы очень солидные инвестиции. Мы пока ведем переговоры с потенциальными инвесторами. На выставке встречались с представителями двух банков, инвестиционной компании как раз по этому вопросу.

– И какова цена вопроса?

– 250–300 миллионов рублей. Надо подчеркнуть, что эта грузовая платформа будет делаться только в кооперации, то в проекте будет задействовано несколько компаний. Прорабатываются разные варианты. Я по своей натуре оптимист, поэтому думаю, что до конца года мы этот вопрос разрулим. Что касается вездеходов «Арктика», то на этот год уже сформирован портфель заказов на 8–10 машин разных модификаций. В июле намечено провести презентацию «Арктики» в Омске. Планируется, что вездеход выйдет на берег из реки прямо на пляж напротив областного правительства.

– Межрегиональная программа «Сибирское машиностроение», в рамках которой реализуются две омские подпрограммы («СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс»), действует уже несколько лет.

А что на выходе? Можно подвести пусть промежуточные итоги?

– Начиная с 2008–2009 годов, когда мы приступили к реализации двух омских подпрограмм «Сибирского машиностроения», общий объем отгруженной научно-технической, инновационной, производственной продукции составил более семи миллиардов рублей. Реализовано порядка 90 проектов, в которых было задействовано 28 предприятий. Но надо честно сказать, что все это удалось сделать в основном за счет прямых связей с предприятиями, их собственных средств, кредитных ресурсов. К сожалению, государственная поддержка незначительная.

Так, в нашем регионе поддержка в основном шла по линии малого предпринимательства, за счет грантов, конкурсов. Поэтому сейчас мы приступаем ко второму этапу реализации программы «Сибирское

машиностроение», название которой планируется изменить, но уже в рамках Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Наша задача задействовать механизм государственного

софинансирования, заложенный в этом документе. В том числе из Инвестиционного фонда РФ.

Александр Коршунов
Архив « 2008 » « Январь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.