Прорывной
характер инновационных разработок и степень освоения – основные критерии, по
которым отбирались омские проекты на II Международный форум «Технологии в
машиностроении-2012», завершившийся в Жуковском. Несколько из них получили
высокую оценку специалистов, а «Гибкая транспортная
система» включена госкорпорацией «Ростехнология» в список 12 приоритетных
проектов России. Об инновациях омичей мы попросили рассказать генерального
директора НП «Сибирское машиностроение» Валерия Жильцова.
– Валерий Васильевич, что показало НП «Сибирское машиностроение» на
международном форуме в Подмосковье?
– Мы
представляли комплекс проектов, порядка 50 наименований продукции. Критерии
отбора были строгие – новизна, прорывной характер, инновационность, а также
уровень освоения, перспектива коммерциализации.
В основном
привезли инновационные разработки за последние два года, что прошли после
первого форума в Жуковском. Конечно, были и проекты «СибВПКнефтегаз», в том
числе вездеходы на воздушной подушке «Арктика», ставшие уже визитной карточкой
«Сибирского машиностроения». Очень перспективную разработку системы мониторинга
и диагностики подвижных составов представил НПЦ «Динамика». Уже более 50
электропоездов оснащены этой системой. Продукция НПО «Эталон» заинтересовала
специалистов.
Впервые принял участие в этом форуме
Омский электромеханический завод.
Поразил
высокий уровень производства этого предприятия, где недавно была проведена
глобальная модернизация. В
рамках форума прошли переговоры с «Роснефтью», руководство которой планирует
осенью приехать с деловым визитом в Омск. Мы обязательно повезем их на
электромеханический завод. Возможно, прозвучит слишком громко. Но, на мой
взгляд, беспрецедентный, революционный, если можно так выразиться, проект
получился у разработчиков «Гибкой транспортной системы».
– Если не ошибаюсь, вы говорите о так называемом «гибком колесе»,
разработанном в Омском транспортном университете?
– Да, это тот
самый проект. Но сейчас он реализуется в содружестве с ОмГТУ в созданном малом
инновационном предприяти ООО «Гибкие транспортные системы», возглавляемым
Валерием Шилером.
Этой
разработкой заинтересовалась корпорация «Ростехнология». А это уже совершенно
другой уровень. «Ростехнология» включила этот проект в число 12 ведущих инновационных
проектов России и собирается его поддерживать. Кстати, этот омский проект демонстрировался
на площадке «Ростехнологии», как раз напротив нашего стенда. Проект, действительно,
носит прорывной характер. Благодаря этой разработке в два раза уменьшается
сопротивление движению на железной дороге. А это огромная экономия
электроэнергии, других ресурсов, повышение скорости поездов. Другой эффект –
уменьшение воздействия колеса на рельсы, что также обещает огромную экономию
только на ремонте железнодорожных путей. Есть и другие преимущества. Мы
показали этот проект губернатору Виктору Ивановичу Назарову, который приезжал
на выставку
«Технологии в
машиностроении». Он по достоинству оценил данную разработку. В ближайшее время
по этому проекту направим заявку в Сколково.
– На форумах редко подписываются контакты, но результатом деловых встреч,
обсуждений часто становятся предложения о взаимовыгодном сотрудничестве. Что в
этом плане привезла из Жуковского омская делегация?
– Мы очень
плодотворно поработали на всероссийском «круглом столе», где обсуждались
вопросы модернизации железнодорожного машиностроения. Омские предложения
вызвали большой интерес. В частности, генеральный директор НПЦ «Динамика»
доктор наук, профессор Владимир Костюков встречался в
Москве с руководством компании «Siemens». Обсуждались перспективы сотрудничества
по оснащению омскими системами диагностики современных электропоездов, которые
будут работать на Олимпиаде в Сочи. Не исключен вариант, что этой системой в
течение двух лет будут оснащены все электропоезда.
– Расскажите о перспективах вездехода «Арктика», пожалуй, самого известного
проекта «Сибирского машиностроения».
– Сегодня уже
около 50 наших вездеходов «Арктика» бороздят непроходимые места в
Ямало-Ненецком автономном округе, на Чукотке, в Коми, на севере Красноярского
края, в других труднодоступных территориях. Решаем вопросы о запуске серийного
производства, закупке новых машин. Заказы на «Арктику» поступают в основном от
муниципальных образований северных, восточных территорий страны, от нефтяников,
газовиков. МЧС собиралось купить вездеход, но дальше слов дело не сдвинулось. В
Министерстве обороны, получив «Арктику», оборудовали вездеход пулеметами и направили
теперь уже боевую машину на охрану восточных границ. Сейчас мы продвигаем новый
инновационный проект мирового уровня, которому нет аналогов. Речь идет о
грузовой платформе на воздушной подушке, в различных моделях грузоподъемностью
от 30 до 200 тонн. Для реализации этого проекта, создания опытного образца
необходимы очень солидные инвестиции. Мы пока ведем переговоры с потенциальными
инвесторами. На выставке встречались с представителями двух банков,
инвестиционной компании как раз по этому вопросу.
– И какова цена вопроса?
– 250–300
миллионов рублей. Надо подчеркнуть, что эта грузовая платформа будет делаться
только в кооперации, то в проекте будет задействовано несколько компаний.
Прорабатываются разные варианты. Я по своей натуре оптимист, поэтому думаю, что
до конца года мы этот вопрос разрулим. Что касается вездеходов «Арктика», то на
этот год уже сформирован портфель заказов на 8–10 машин разных модификаций. В
июле намечено провести презентацию «Арктики» в Омске. Планируется, что вездеход
выйдет на берег из реки прямо на пляж напротив областного правительства.
– Межрегиональная программа «Сибирское машиностроение», в рамках которой реализуются
две омские подпрограммы («СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс»), действует уже
несколько лет.
А что на выходе? Можно подвести пусть промежуточные итоги?
– Начиная с
2008–2009 годов, когда мы приступили к реализации двух омских подпрограмм «Сибирского
машиностроения», общий объем отгруженной научно-технической, инновационной, производственной
продукции составил более семи миллиардов рублей. Реализовано порядка 90 проектов,
в которых было задействовано 28 предприятий. Но надо честно сказать, что все
это удалось сделать в основном за счет прямых связей с предприятиями, их
собственных средств, кредитных ресурсов. К сожалению, государственная поддержка
незначительная.
Так, в нашем
регионе поддержка в основном шла по линии малого предпринимательства, за счет грантов,
конкурсов. Поэтому сейчас мы приступаем ко второму этапу реализации программы
«Сибирское
машиностроение»,
название которой планируется изменить, но уже в рамках Стратегии социально-экономического
развития Сибири до 2020 года. Наша задача задействовать механизм
государственного
софинансирования,
заложенный в этом документе. В том числе из Инвестиционного фонда РФ.
Александр Коршунов