Откровенно говоря, исходя из количества высших учебных
заведений в нашей стране и тех, прямо скажем, средств, что ежегодно выделяются
государством, регионом и муниципалитетами на ремонт, модернизацию и строительство
дорог, всем набившая оскомину фраза о двух российских бедах уже давно должна
стать неактуальной. Умных, тех, что с высшим образованием, у нас с избытком –
работы себе найти не могут, все больше по «оптовкам» продавцами пробавляются, а
дороги, с учетом ежегодных затрат - и вовсе золотом выстланы.
Что бы не быть голословным, обратимся к официальной
информации: втечение трех лет из федерального
бюджета в Омскую область на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети
и строительство окружной дороги Омска. поступит порядка 3,5 млрд рублей. На
2012 год размер субсидий составит 851 млн рублей, на 2013 – 1 млрд 451 млн
рублей, а на 2014 – 1 млрд 181,5 млн рублей.
И это не луч солнца в окошке. В прошлом году на реализацию
долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог
Омской области» из регионального бюджета было направлено свыше 2 млрд рублей.
Из них на содержание и ремонт автодорог общего пользования было потрачено около
855 млн рублей, на реконструкцию и строительство дорог – свыше 193 млн рублей,
на осуществление дорожной деятельности муниципальным образованиям направлены
субсидии на сумму более 1 млрд. рублей. Это данные из отчета регионального Минстроя.
Можно добавить порцию более свежих цифр по городу, где
планируется освоить более 95 млн рублей на ремонте проездов к многоквартирным
домам и дворовых территорий, чуть более 30 миллионов намечено выделить на
ремонт дорог в частном секторе. Но то, что гладко на бумаге, на асфальте
выглядит не столь радужно. Особенно, когда видишь, как лихо осваиваются
выделенные средства с помощью ямочного ремонта. А как виртуозно накладывают
заплаты из асфальта на разбитые внутриквартальные проезды, дворовую территорию.
Волей случая довелось наблюдать, как ремонтируют дороги
испанцы, естественно, в Испании. Это был ямочный работ с большой буквы в
исполнении адептов сиесты. Дорожная коррида, если хотите. Посмотрев, как они
работают, понял, что с нашими объемами
им никогда не справиться. Также, как и нам, видимо, никогда не добиться
качества европейских дорог.
Судите сами: для того, чтобы отремонтировать небольшую ямку
на асфальте, которая, по нашим меркам, является лишь элементом ландшафта и не
портит внешний вид дороги, испанцы вырубают полдороги, обозначив свои действия
оранжевыми конусами ремонтных работ. А потом сантиметров на 60 вглубь зачищают территорию. Затем вновь ее наполняют
щебнем, проводят водополивку из поливальной машины. И так несколько раз с
применением компактной специальной техники для укладки асфальта. И финальная
утюжка дороги более мощными машинами. Говорят, такая дорожная «заплатка»
простоит лет 10 не меньше. Выходит, качество ремонта их дорог не так уж сильно
зависит от климатических условий, на которые обычно ссылаются специалисты наших
дорожных служб.
Если основным показателем сделать не объем освоенных средств на ремонт и
строительство дорог, исчисляемый миллионами рублей, тоннами асфальта,
километрами отремонтированных магистралей, а качество дорожного покрытия. И
основным показателем этого качества сделать межремонтный срок службы данного
участка дороги, начиная от 10 лет и выше. Может тогда и не пришлось бы каждое
лето вспоминать про национальные российские беды.