5 августа в Омске не
только отметят День города, но и встретят премьер-министра России Дмитрия
Медведева. Ожидается, что он прибудет в город на поезде и посетит Омский
государственный университет путей сообщения (в первое воскресение августа
отмечают еще и день железнодорожника). По информации из достоверного источника,
Дмитрий Анатольевич встретиться со студентами железнодорожного вуза и даже
спустится в омскую подземку. Второе лицо государства, по всей видимости, решило
проинспектировать главную омскую стройку двух последних десятилетий, ведь до
намеченного ввода в эксплуатацию пусковой линии омского метрополитена осталось меньше
четырех лет. Планируется, что к 300-летию города первая ветка метро будет
запущено).
Корреспондент NB встретился с начальником отдела
проектирования подземных сооружений НПО «Мостовик» Алексеем Захаровым и выяснил,
чем омское метро будет отличаться от существующих российских линий метрополитена.
33 несчастья
Впервые вопрос о
строительстве метро в Омске был поднят в 1970-х годах прошлого века. На омскую
подземку были выделены деньги, но архитекторы посчитали, что целесообразнее
строить линии скоростного трамвая, и средства «перекочевали» на строительство
метро в Челябинске.
В 1986 году план
развития транспортной системы города был пересмотрен и Омску вновь выделили
деньги на разработку технико-экономического обоснования и проектирование
метрополитена. Строительство метро началось в 1992 году. По плану
метростроителей первая линия должна была связать центр города и промышленные
районы в южном направлении (участок Маршала Жукова – Рабочая). В 1993 году
из-за экономического и политического кризиса работы были прекращены, в
последующие годы они то возобновлялись, то вновь приостанавливались из-за отсутствия
финансирования.
В данный момент на
этой линии готов перегон Рабочая –
Туполевская, сейчас строительство временно приостановлено.
В 2003 году было
выбрано новое приоритетное направление – северное. В плане пускового участка на
тот момент значились четыре станции: три на левом берегу Иртыша, одна – на
правом, а также метромост через реку.
В 2005 году был
открыт для движения автотранспорта двухъярусный авто-метромост.
Строительство в то
время шло быстрыми темпами, планировалось, что метро запустят в 2008 году. Позже
федеральное финансирование вновь было приостановлено, а поглощение компании
«Сибнефть» «Газпромом» привело к тому, что областной бюджет изрядно «похудел» и
денег на строительство метро стало не хватать. Работы вновь приостановились.
Деньги пошли
В 2010 году после
визита в Омск в то время министра регионального развития Эльвиры Набиуллиной,
федерация вновь стала выделять средства на строительство метрополитена, его
открытие решили приурочить к 300-летнему юбилею города.
Так, в 2011 году из федерального бюджета было выделено более
миллиарда рублей на строительство метро в Омске. По словам генерального
директора НАПО «Мостовик», Олега Шишова, разработан совершенно новый проект, который
позволит снизить и объёмы, и сроки, и стоимость строительства, повысив при этом
потребительские свойства и безопасность объекта. Омское метро будет оснащено самыми
современными системами управления, автоматики, сигнализации связи и
безопасности. Ожидается, что на линию выйдет современный автоматический подвижной
состав, не требующий присутствия машиниста. Подобные инновационные решения реализованы
в некоторых метрополитенах Европы.
О новом проекте
метро, кстати, нужно поговорить отдельно. В 2010 году на архитектурно-градостроительном
совете новая концепция была поддержана и
из областного бюджета решили выделить полмиллиарда рублей на разработку
технической документации. Оказывается, за годы пока метро строилось, проект потерял
актуальность и не соответствовал требованиям времени. В итоге, техническая
документация подверглась корректировке.
Как рассказал NB начальник отдела проектирования подземных
сооружений Алексей Захаров, в новом проекте вместо четырех станций значится
пять: «Соборная», «Кристалл», «Заречная», «Библиотека им. А.С. Пушкина» и
«Проспект Рокоссовского». Платформы станций омского метрополитена будут
значительно короче (вместо пяти вагонов будут вмещать три). Захаров сообщил,
что проектная документация на данный момент готова на 90 %, к осени пакет
документов будет передан «Главгосэкспертизе».
Самое метровое метро
Омское метро - самое
молодое в России. Оно станет вторым в Сибири (после Новосибирска) и восьмым в
стране. Проектировщики неоднократно заявляли, что омская подземка будет еще и
самой инновационной на постсоветском пространстве.
Начальник отдела
проектирования подземных сооружений Алексей Захаров раскрыл планы
проектировщиков – перевозку пассажиров будут осуществлять автоматические
подвижные составы. Это позволит с большей точностью соблюдать интервал
движения, обеспечивая комфорт перевозки пассажиров. Составы будут плавно
набирать ход, и останавливаться.
Кроме того, НПО
«Мостовик» планирует существенно сократить затраты на строительство, сократив размеры
станций – это никак не скажется на качестве работы метрополитена, уверен проектировщик,
ведь долгое время в стране советов метро воспринималось как культовое
сооружение, отсюда затратные подземные дворцы в столице и некоторых городах
России. С развитием науки и техники существенно меняется технология
строительства метро.
По словам Алексея
Захарова, самое сложная и затратная часть работ – запустить в эксплуатацию
первый участок метро. Дальше – проще и дешевле:
- Строительные
конструкции на станции Библиотека им. Пушкина выполнены на 80 %, построен
перегон между Библиотекой Пушкина и Заречной, венткамера станции Заречная.
Выполняются работы по сооружению перегонных тоннелей между станциями Заречная и Кристалл. Отчасти выполнен
котлован станции Кристалл. Произведена отсыпка грунта на электродепо, - перечисляет
готовые объекты метро Захаров, - это очень затратные мероприятия. В будущем мы
планируем продолжить первую линию до аэропорта Омск-Федоровка. Скорее всего,
это линия будет наземного или надземного размещения, что также в результате
приведет к существенной экономии средств.
Сотрудник НПО
«Мостовик» рассказал, что самым интересным сооружением с инженерной точки
зрения, станет станция «Торговый город».
Ее решено сделать двухуровневой.
Трамвай не тронется
- По общемировым
тенденциям линия скоростного трамвая не должна пересекаться с проезжей частью,
второе требование, - пассажиры не должны переходить дорогу для того, чтобы
воспользоваться трамваем. Спросите у любого критика метро, как заменить
скоростным трамваем метрополитен в центре города, не повредив архитектурного
ансамбля? Если строить второй и третий уровни, придется возводить эстакаду,
которая закроет все достопримечательности, - говорит Захаров.
По мнению
проектировщика, метро критикуют только те люди, которые не владеют всей
информацией. Когда подземка в городе все-таки появляется, критиков становится
на порядок меньше, потому что большая часть горожан сразу же пересаживается на подземный транспорт.
Чтобы город стал
привлекательным для инвесторов и удобным для омичей, нужно метро, - считает
Захаров, - этот объект значительно повышает статус города.
Кроме того, с
появлением подземного транспорта, значительно ускоряется освоение спальных
районов, развивается бизнес. Ведь если раньше человек тратил на дорогу с
окраины до центра около часа, то с помощью метро он сможет оказаться в нужном
ему месте минут за пять.
Но все-таки не нужно
преувеличивать роль метрополитена в развитии инфраструктуры города: к примеру,
в Москве метро существует с 1935 года, но в последние годы с проблемами пробок подземный
транспорт не справляется:
- Метро – это не
волшебная палочка, построил и пробок не стало. Эту проблему нужно решать
комплексно: стоить дороги, развязки, метрополитен. Первый пусковой участок даст
городу возможность выдохнуть, а чтобы вздохнуть полной грудью, нужно строить
дальше, - считает Алексей Захаров.
«Французы» в Сибири
Начальник отдела
проектирования подземных сооружений НПО «Мостовик» Алексей Захаров старался не
оперировать цифрами, особенно, в области стоимости проводимых работ. Однако
кое-что интересное утаить не смог: оказывается НПО «Мостовик» проделал огромную
работу по определению поставщика автоматического подвижного состава из числа
мировых лидеров-производителей. В числе претендентов были компании с мировыми
именами: канадская Bombardier,
корейская Hyundai, испанская Ansaldo-Breda,
немецкая Siemens и французская Alstom.
Захаров говорит, что
по разработанным специалистами НПО Мостовик критериям отбора поставщика
учитывались многие факторы, включающие опыт эксплуатации автоматического
подвижного состава, стоимость, технические параметры, сложность пуско-наладки,
расходы на обслуживание. Конкурентов
опередили французы.
На первом пусковом
участке от библиотеки Пушкина до станции «Проспект Рокоссовского» в 2016 году
будет курсировать 10 трехвагонных
составов, сообщил Захаров.
Стоимость
подвижного состава от французского производителя пока неизвестна, по информации
из НПО «Мостовик», разработчики будут специально конструировать поезда для
омской подземки с учетом сибирского климата и отличия российской колеи от
европейской..