Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Инновации омской «подземки»

Инновации омской «подземки»
01.08.2012
Фото:

5 августа в Омске не только отметят День города, но и встретят премьер-министра России Дмитрия Медведева. Ожидается, что он прибудет в город на поезде и посетит Омский государственный университет путей сообщения (в первое воскресение августа отмечают еще и день железнодорожника). По информации из достоверного источника, Дмитрий Анатольевич встретиться со студентами железнодорожного вуза и даже спустится в омскую подземку. Второе лицо государства, по всей видимости, решило проинспектировать главную омскую стройку двух последних десятилетий, ведь до намеченного ввода в эксплуатацию пусковой линии омского метрополитена осталось меньше четырех лет. Планируется, что к 300-летию города первая ветка метро будет запущено).

Корреспондент NB встретился с начальником отдела проектирования подземных сооружений НПО «Мостовик» Алексеем Захаровым и выяснил, чем омское метро будет отличаться от существующих российских линий метрополитена.  

 

33 несчастья

Впервые вопрос о строительстве метро в Омске был поднят в 1970-х годах прошлого века. На омскую подземку были выделены деньги, но архитекторы посчитали, что целесообразнее строить линии скоростного трамвая, и средства «перекочевали» на строительство метро в Челябинске.

В 1986 году план развития транспортной системы города был пересмотрен и Омску вновь выделили деньги на разработку технико-экономического обоснования и проектирование метрополитена. Строительство метро началось в 1992 году. По плану метростроителей первая линия должна была связать центр города и промышленные районы в южном направлении (участок Маршала Жукова – Рабочая). В 1993 году из-за экономического и политического кризиса работы были прекращены, в последующие годы они то возобновлялись, то вновь приостанавливались из-за отсутствия финансирования.

В данный момент на этой линии готов перегон Рабочая  – Туполевская, сейчас строительство временно приостановлено.

В 2003 году было выбрано новое приоритетное направление – северное. В плане пускового участка на тот момент значились четыре станции: три на левом берегу Иртыша, одна – на правом, а также метромост через реку.

В 2005 году был открыт для движения автотранспорта двухъярусный авто-метромост.

Строительство в то время шло быстрыми темпами, планировалось, что метро запустят в 2008 году. Позже федеральное финансирование вновь было приостановлено, а поглощение компании «Сибнефть» «Газпромом» привело к тому, что областной бюджет изрядно «похудел» и денег на строительство метро стало не хватать. Работы вновь приостановились.

Деньги пошли

В 2010 году после визита в Омск в то время министра регионального развития Эльвиры Набиуллиной, федерация вновь стала выделять средства на строительство метрополитена, его открытие решили приурочить к 300-летнему юбилею города.

Так, в 2011 году  из федерального бюджета было выделено более миллиарда рублей на строительство метро в Омске. По словам генерального директора НАПО «Мостовик», Олега Шишова,  разработан совершенно новый проект, который позволит снизить и объёмы, и сроки, и стоимость строительства, повысив при этом потребительские свойства и безопасность объекта. Омское метро будет оснащено самыми современными системами управления, автоматики, сигнализации связи и безопасности. Ожидается, что на линию выйдет современный автоматический подвижной состав, не требующий присутствия машиниста. Подобные инновационные решения реализованы в некоторых  метрополитенах Европы.

О новом проекте метро, кстати, нужно поговорить отдельно. В 2010 году на архитектурно-градостроительном совете  новая концепция была поддержана и из областного бюджета решили выделить полмиллиарда рублей на разработку технической документации. Оказывается, за годы пока метро строилось, проект потерял актуальность и не соответствовал требованиям времени. В итоге, техническая документация подверглась корректировке.

Как рассказал NB начальник отдела проектирования подземных сооружений Алексей Захаров, в новом проекте вместо четырех станций значится пять: «Соборная», «Кристалл», «Заречная», «Библиотека им. А.С. Пушкина» и «Проспект Рокоссовского». Платформы станций омского метрополитена будут значительно короче (вместо пяти вагонов будут вмещать три). Захаров сообщил, что проектная документация на данный момент готова на 90 %, к осени пакет документов будет передан «Главгосэкспертизе».

 

Самое метровое метро

Омское метро - самое молодое в России. Оно станет вторым в Сибири (после Новосибирска) и восьмым в стране. Проектировщики неоднократно заявляли, что омская подземка будет еще и самой инновационной на постсоветском пространстве.

Начальник отдела проектирования подземных сооружений Алексей Захаров раскрыл планы проектировщиков – перевозку пассажиров будут осуществлять автоматические подвижные составы. Это позволит с большей точностью соблюдать интервал движения, обеспечивая комфорт перевозки пассажиров. Составы будут плавно набирать ход, и останавливаться.

Кроме того, НПО «Мостовик» планирует существенно сократить затраты на строительство, сократив размеры станций – это никак не скажется на качестве работы метрополитена, уверен проектировщик, ведь долгое время в стране советов метро воспринималось как культовое сооружение, отсюда затратные подземные дворцы в столице и некоторых городах России. С развитием науки и техники существенно меняется технология строительства метро.

По словам Алексея Захарова, самое сложная и затратная часть работ – запустить в эксплуатацию первый участок метро. Дальше – проще и дешевле:

- Строительные конструкции на станции Библиотека им. Пушкина выполнены на 80 %, построен перегон между Библиотекой Пушкина и Заречной, венткамера станции Заречная. Выполняются работы по сооружению перегонных тоннелей между станциями  Заречная и Кристалл. Отчасти выполнен котлован станции Кристалл. Произведена отсыпка грунта на электродепо, - перечисляет готовые объекты метро Захаров, - это очень затратные мероприятия. В будущем мы планируем продолжить первую линию до аэропорта Омск-Федоровка. Скорее всего, это линия будет наземного или надземного размещения, что также в результате приведет к существенной экономии средств.

Сотрудник НПО «Мостовик» рассказал, что самым интересным сооружением с инженерной точки зрения, станет станция «Торговый город».
Ее решено сделать двухуровневой.

 

Трамвай не тронется

- По общемировым тенденциям линия скоростного трамвая не должна пересекаться с проезжей частью, второе требование, - пассажиры не должны переходить дорогу для того, чтобы воспользоваться трамваем. Спросите у любого критика метро, как заменить скоростным трамваем метрополитен в центре города, не повредив архитектурного ансамбля? Если строить второй и третий уровни, придется возводить эстакаду, которая закроет все достопримечательности, - говорит Захаров.

По мнению проектировщика, метро критикуют только те люди, которые не владеют всей информацией. Когда подземка в городе все-таки появляется, критиков становится на порядок меньше, потому что большая часть горожан сразу же пересаживается на  подземный транспорт.

Чтобы город стал привлекательным для инвесторов и удобным для омичей, нужно метро, - считает Захаров, - этот объект значительно повышает статус города.

Кроме того, с появлением подземного транспорта, значительно ускоряется освоение спальных районов, развивается бизнес. Ведь если раньше человек тратил на дорогу с окраины до центра около часа, то с помощью метро он сможет оказаться в нужном ему месте минут за пять.

Но все-таки не нужно преувеличивать роль метрополитена в развитии инфраструктуры города: к примеру, в Москве метро существует с 1935 года, но в последние годы с проблемами пробок подземный транспорт не справляется:

- Метро – это не волшебная палочка, построил и пробок не стало. Эту проблему нужно решать комплексно: стоить дороги, развязки, метрополитен. Первый пусковой участок даст городу возможность выдохнуть, а чтобы вздохнуть полной грудью, нужно строить дальше, - считает Алексей Захаров.

 

«Французы» в Сибири

Начальник отдела проектирования подземных сооружений НПО «Мостовик» Алексей Захаров старался не оперировать цифрами, особенно, в области стоимости проводимых работ. Однако кое-что интересное утаить не смог: оказывается НПО «Мостовик» проделал огромную работу по определению поставщика автоматического подвижного состава из числа мировых лидеров-производителей. В числе претендентов были компании с мировыми именами: канадская Bombardier, корейская Hyundai, испанская Ansaldo-Breda, немецкая Siemens и французская Alstom.

Захаров говорит, что по разработанным специалистами НПО Мостовик критериям отбора поставщика учитывались многие факторы, включающие опыт эксплуатации автоматического подвижного состава, стоимость, технические параметры, сложность пуско-наладки, расходы на обслуживание.  Конкурентов опередили французы.

На первом пусковом участке от библиотеки Пушкина до станции «Проспект Рокоссовского» в 2016 году будет курсировать  10 трехвагонных составов, сообщил Захаров.

Стоимость подвижного состава от французского производителя пока неизвестна, по информации из НПО «Мостовик», разработчики будут специально конструировать поезда для омской подземки с учетом сибирского климата и отличия российской колеи от европейской..  
Архив « 2008 » « Январь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.