Новый закон об образовании еще не принят государственной думой, текст
закона никто практически не читал от начала и до конца, но уже вовсю
обсуждается «страшное будущее» наших детей, которые станут безграмотными рабами
и все жалеют родителей, которым придется «из кожи вон вылезти», чтобы
обеспечить ребенку необходимый объем знаний. Мы решили поинтересоваться у
непосредственных участников образовательного процесса, что они думают о проекте
закона, и как будет выглядеть школа будущего.
Вера Петровна,
классный руководитель 10-11 классов:
- Мне понравился один момент в законе, который дает свободу
учителю ставить двойки ученикам. Сейчас ведь как происходит: учитель просто
боится, что ему недоплатят зарплату, если по его предмету будет много неуспевающих
детей. Скажут, что плохо учишь. Вот и приходится, скрипя зубами тянуть
лоботрясов и бездельников, которые еще этим и пользуются, имеют власть над
учителем. Появится прекрасная оценка при переводе в другой класс – Прослушал. Действительно
ведь, в лучшем случае старшеклассники тебя слушают, им не до приобретения
знаний уже. Хотя я бы предложила правительству России такой вариант:
образование бесплатное, но если остался на второй год – оплачиваешь 100%
расходов на свое обучение. Это было бы справедливо.
Елена Тумар,
учительница начальных классов:
- Может сложиться неверное впечатление, что после принятия
закона все побегут в частные школы. Да
кто вам сказал, что в частной школе лучше? Есть там положительные стороны,
конечно. Но только в части количества учеников в классе. Когда 5-6 детей под
присмотром учителя, создается впечатление, что всем уделяется внимание. Но
контроля над знаниями в частной школе не добьешься. И многие родители детей
после пары лет обучения в коммерческих школах приводят своих школьников обратно
к нам, потому что качество получаемых знаний выше в общеобразовательной школе.
И еще один момент: коммерциализация школы. Я считаю, это неплохо, ведь когда
родители за что-то платят, они будут вправе требовать отчета за свои деньги и
контролировать качество оказываемой им услуги. Да и взрослые, которые сейчас
украдкой арендуют школьный зал для физической культуры с целью поиграть в
баскетбол или волейбол, не будут украдкой совать деньги в потную ладошку
директора, а вполне официально заключат договор аренды со школой.
Лидия Ерунова,
учитель физкультуры:
- Если про список из шести бесплатных предметов – правда, то
это ужас. Если мой предмет будет платным, то я представляю, что никто за него
платить, конечно же, не захочет. А как же программа Президента Путина о
стремлении к здоровью нации? Посмотрите: все образование у нас сидячее, даже
уроки труда, музыки и ИЗО. Должен ведь ребенок физически развиваться в самый
благоприятный период роста организма? Я считаю свой предмет самым главным в
школе и требую его включения в обязательные, бесплатные предметы. А может и ЕГЭ
по физкультуре сделать тоже! В будущем законе мне еще нравится право родителей
контролировать мировоззрение детей. Навязывать им религиозное образование
считаю неправильным, хотя информацией о разных видах религии дети должны
конечно же владеть.
Владимир Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор:
- Не может стандарт общего образования обходиться без
описания минимальных требований к содержанию общего образования (в законе «Об
образовании» 1992 года предписывалось такой стандарт утверждать в качестве
Федерального закона). Недостаточно ограничиваться требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы.
Не может быть бесплатным образование, если в стандарте нет
требований к его содержанию! Необходимы гарантии в проекте закона бесплатных
и/или субсидируемых государством возможности внешкольных занятий (техническим
творчеством, музыкой, танцами, в различных кружках по аналогии с домами
культуры. Нам необходимо помочь правительству ответить на вопрос: «Зачем нужен
этот закон?»
Кстати, профессор Меньшиков предложил свой ответ на этот
вопрос. Он считает, что новый закон об образовании нужен тогда, когда
принимается решение о создании новой
системы образования. Сегодня нашей
стране такое образование, а еще более воспитание, как воздух, нужны. А значит,
стране нужен и новый закон об образовании.
- Если руководители страны действительно
уверены, - продолжил он, - что нам нужно новое образование, – а оно нам
действительно нужно, – то дальше они должны разработать и утвердить Доктрину
организации и развития этого образования. А еще лучше, и Концепцию. И когда эти
документы будут утверждены, тогда следует принимать Закон об образовании. Только
в этом случае мы будем ставить лошадь впереди телеги, а значит, сделаем
транспортное средство, которое действительно повезет наше образование.
Подготовил Андрей
Щепелев