На недавней
встрече губернатор Виктор Назаров и генконсул США Майкл Рейнерт договорились о
деловом визите в Омскую область американских компаний нынешней осенью. И глава
региона, и генконсул отметили, что они готовы и хотят способствовать укреплению
и расширению отношений в области бизнеса.
На встрече
стало известно, что у американских компаний есть проекты создания в Омской
области, в частности, сети ресторанов быстрого питания «Макдональдс». Учитывая
политику глобального проникновения «Макдональдса» по всему миру и, прежде
всего, в развитые города и страны, в появлении у нас рано или поздно этой сети
нет никаких сомнений. Тем более, что справа и слева от нас – в Новосибирске и
Екатеринбурге - «Макдональдс» уже
присутствует.
Так нужна
Омску еще одна сеть ресторанов быстрого питания или это будет перебор?
Вхождение на территорию еще одного игрока на рынке – это плюс? Или тут же есть
и минусы? При каких условиях плюсов будет больше, чем минусов? И вообще, как
омичам относиться к такой вот достаточно оригинальной перспективе?
Как считает
президент Ассоциации кулинаров Омска Светлана Галкина, наличие сети
«Макдональдс» - это индикатор развития региона. «Макдональдс» - известный оператор, его можно хвалить или
ругать, но он работает везде. Причем, «везде» - это там, где есть «город
современный и цивилизованный». Таким образом, американская компания, надо
полагать авансом, намекает нам на приличный статус Омска.
К тому же,
все новое интересно. Вспомните огромные очереди в только что открывшиеся
рестораны быстрого питания в Москве, это ж было паломничество. Но с тех пор и
пошли споры, сколько костей перемыто этому фаст-фуду! Но народ-то все равно
ломится, и плевать ему на лишние калории, жиры и вредную еду.
Но это,
кстати, серьезная проблема, которую решает каждый для себя сам. Вредная еда –
это сама эта быстрая еда: жарка во фритюре, булки для гамбургеров, котлеты.
Безусловно, не самая здоровая пища, которая явно сказывается, если посмотреть
на американцев. К сожалению, как считает менеджер кофейни «Голландская чашка»
Наталья Арнаут, эта еда вкусная, и потому при постоянном употреблении люди на
нее просто подсаживаются, словно на наркотик, и получают все вытекающие отсюда
последствия: лишние килограммы и от этого - ухудшение здоровья.
- Это
не здоровая еда, - говорит Светлана
Галкина. – И употреблять ее нужно ограниченно, и прежде всего, для растущего
организма. Раз в месяц побаловать себя – безвредно, а каждый день – уже нет.
Особенно
тянутся к фаст-фуду дети, которых привлекают и интерьер, и атмосфера
«Макдональдса», и вкусная еда, и газированные напитки. Вот здесь настороже
должны быть родители. Кстати, в Мексике на государственном уровне запретили
заманивать детей в продуктовые магазины игрушками. И все для того же: оградить
детей от вредных продуктов.
Вместе с
тем, впрочем, сеть быстрого питания – это универсальная возможность для
молодежи, для студентов, для тех, кто торопится. На них, в первую очередь, она
и рассчитана. Для молодежи тут и рабочие места.
- Да,
молодых ребят сюда берут и дают им рост, - говорит Наталья Арнаут. – Смотрите,
во-первых, те же студенты здесь деньги зарабатывают, а во-вторых, они реально
учатся менеджменту.
- Это очень
хорошая школа для молодых, - считает и Светлана Галкина. – Здесь они учатся не
только стандартам, на которые в «Макдональдсе» культ, но и умению соблюдать их.
Сеть вполне можно назвать школой роста. Здесь обучающие моменты есть на каждом
этапе обслуживания. И многие студенты, пройдя ее этапы, на основе полученных
знаний делают карьеру в самых разных отраслях.
Кстати,
Светлана Леонидовна предпочитает называть «Макдональдс» сетью не быстрого
питания, а быстрого обслуживания, что с точки зрения технологии вероятно
точнее. И еще она считает, что эти рестораны становятся местом молодежных
тусовок, в них встречаются, беседуют, а иногда и засиживаются.
Если для
молодежи «Макдональдс» - сплошные плюсы, то для наших
сельхозтоваропроизводителей сеть не обещает абсолютно ничего. У фаст-фуда очень
серьезные стандарты, которые нашему сельскому хозяйству просто не потянуть.
Известно же: неважно, где находится ресторан – в Нью-Йорке, Париже, Москве или
Новосибирске – в любом из них вкус еды должен быть один и тот же. Чтобы
добиться этого, «Макдональдс» использует, например, картофель только
определенного сорта, цвета и размера. К мясу тоже особые требования. И наши
хозяйства здесь не помощники.
- Наши
продукты не подходят, - говорит Светлана Галкина. – У нас нет такого картофеля,
мы просто не садим такой. И мясо наше не
годится. У нас нет альпийских лугов, и мы не умеем корове делать массаж, чтобы
получать высококачественное мясо.
Кстати, у
нас у самих в Омске с мясом сейчас не все в порядке. Наши обычные рестораны,
которым стандарты «Макдональдса» и не снились, вынужденно работают на привозном
мясе. Потому у «Макдональдса» своя сырьевая база, и он предпочитает продукты
возить, а не брать на месте.
Насколько
дешев фаст-фуд? Если на Западе он пользуется успехом лишь среди
малообеспеченного и малообразованного населения, то у нас в «Макдональдс», в
Москве, по крайней мере, ходят почти все поголовно: молодежь, офисные
работники, люди среднего возраста.
- Я была в
«Макдональдсе» в Москве, - говорит Светлана Галкина. – Средний чек там – на 200
рублей. Думаю, для бизнес-ланча это не дорого и не дешево.
Вполне
вероятно, этот ценник для Омска, где
очень низкий уровень доходов, будет
высоковат. Потому Наталья Арнаут и предполагает, что сеть войдет в Омск
поначалу с демпинговыми ценами. Прием распространенный и беспроигрышный. Чем
студентов еще привлечь?
Но есть
другая проблема. Уж больно город у нас консервативный.
- У нас люди
не любят пробовать что-то новое, - говорит Наталья Арнаут, - привыкли кушать в
одном и том же месте. Не экспериментируют. В Омске принято завтракать и ужинать
дома. Да и обедать – тоже. И одна из причин этого – все та же низкая
платежеспособность населения. Не могут они позволить себе позавтракать в
ресторане. Потому и нет привычки.
Составит ли
«Макдональдс» конкуренцию омским ресторанам? «Нет, - считает Наталья Арнаут, - у
нас разная целевая аудитория». С ней согласна и Светлана Галкина: «Не думаю,
что многие омичи подсядут на фаст-фуд. Обычные рестораны вряд ли ощутят
серьезный отток посетителей».
А вот
существующие сети быстрого питания конкурента определенно получат. При этом
специалисты предполагают, что «Макдональдс» будет более конкурентоспособен по
сравнению с имеющимися сетями. Любой фаст-фуд продает жареное в таком формате,
но с другими стандартами, не дотягиваясь до «Макдональдса». И к тому же у
«Макдональдса» лучше выстроен бизнес.
И тут есть
еще один момент. «Макдональдс» все больше поворачивается в сторону потребителя.
Вот уже не одна кока-кола в меню, а еще и более безвредные морсы, соки
появляются, какие-то салаты, позволяющие уйти от безальтернативного картофеля
«фри». А еще, похоже, все идет к тому, что тут будут вводить уже и фитнес-меню.
Выходит, «Макдональдс» стремится к более полезной пище…
Ну, и
последнее. Свои рестораны фаст-фуд ставит только в людных местах, местах с
наибольшей проходимостью. Я не знаю, где у нас они найдут эти места, но тихо
надеюсь при этом, что наряду с непосредственно ресторанами построят и
транспортные развязки, которых в городе так не хватает. Может хоть
«Макдональдс» поможет сделать Омск не таким серым, безликим и неудобным? И это,
возможно, еще один плюс.
Сергей
Комаровских