Недавно в вузах подвели итоги конкурсов, опубликовали списки
абитуриентов, зачисленных в студенты. В принципе серьезных изменениях в
пристрастиях вчерашних школьников, а если быть точнее, их родителей, не
произошло. Молодежь в большинстве своем, по-прежнему выбирает экономические
специальности, много желающих попасть на юрфак, стать в будущем управленцами,
заняться международным бизнесом и так далее по списку.
Но в последние годы старожилов этого топ-списка абитуры
уверенно потеснила реклама. Точнее, «реклама и PR», как чаще всего называется
этак специальность. Например, в ОмГУ в
этом году, судя по количеству поданных заявлений, эта специальность оказалась
самой востребованной, но совсем не факт, что самой нужной в реальной жизни, на
факультете филологии и медиакоммуникаций, факультете международного бизнеса.
Любопытно, что специальность «реклама и PR» часто встречается и технических вузах. Есть спрос, получите
специальность. Рыночные отношения в системе высшего образования давно играют
доминирующую роль.
Можно ворчать на молодежь, воспитанную на глянцевых журналах
и таких же фильмах, делать вид, что не
понимаем, как можно выбрать в качестве будущей специальности «рекламу», вместо,
например, «металлургии и материаловедения».
На самом деле все просто. Реклама
давно уже не просто двигатель торговли, как обозвали эту отрасль в советском
прошлом. Это мощный бизнес, причем, один из самых успешных, раскрученных и перспективных. Кроме того, это еще и
эффективный механизм, оказывающий определенное влияние на наши взгляды, мировоззрение, отношение
к окружающему миру, политике, религиям.
Еще в 1929 году американский президент Калвин Кулидж дал довольно точное определение этому
явлению: "Реклама - самый мощный
фактор, влияющий на то, что мы едим, во что мы одеваемся, на труд и поведение
всей нации. Временами кажется, что наше поколение не в состоянии без рекламы
понять, что считать жизненными ценностями". И это он еще про 25-й кадр ничего не знал.
Действительно, реклама прочно вошла в наше сознание, нередко и незаметно
оказывая влияние на сделанный вроде бы
самостоятельно выбор.
Рекламщики вместе с пиарщиками тихо смеются над нашим
независимым выбором. Реклама стала
коммуникацией, которая прочно внедрилась в нашу жизнь. С этим надо смириться,
расслабиться и постараться получить
удовольствие. Ведь реклама часто вызывает смех, который, как известно, продлевает
жизнь. Если, конечно, не злоупотреблять разрекламированными пилюлями,
продуктами и напитками.
Перепрыгнули докризисный
уровень
Индустрия рекламы давно встала вровень или подошла очень
близко к ведущим бизнесам не только в нашей стране, давно обогнав целые отрасли. Если
сравнить показатели в рекламе и, например, в отечественной легкой
промышленности, то сравнение будет не в пользу последней. И порой не совсем понятно, что в денежном
выражении важнее: произведенный продукт
или его рекламная раскрутка. А объемы рекламы впечатляют.
В прошлом году, по оценке комиссии экспертов Ассоциации
Коммуникационных Агентств России (АКАР), объем рекламного рынка страны составил
263.4 млрд. рублей, что почти на 21 процент больше, чем за предыдущий год. Более того, 2011 год вообще стал знаковым для российских
рекламщиков. Впервые удалось превысить
показатели докризисного 2008 года на 4 процента.
Неплохо обстоят дела и в текущем году. Так, в пресс-релизе АКАР,
где подведены итоги первого полугодия, отмечается, что российский рекламный рынок показал 13-процентный рост, а его объем за
шесть месяцев (без учета налогов) составил 138 миллиардов рублей. Правда, в этой бочке меда есть маленькая ложка
дегтя. Тренд в целом весьма позитивный,
что соответствует и мировым тенденциям, но на российском рекламном рынке наметилось
во втором квартале некоторое снижение темпов роста. Лето, жара, что вы хотели. Деловая активность в этот период традиционно
снижается.
Если проанализировать
структуру рекламного рынка России, то
каких-то кардинальных изменений найти не удастся. По-прежнему, впереди на лихом
коне телевидение, занимающее наибольший сегмент рынка. На телевизионную рекламу
за полгода истратили 67 миллиардов рублей, или 48,6 процента. Рост почти 8
процентов. Печатные СМИ по рекламе отстают, но
все же развиваются. Прирост около 3 процентов.
Зато, как и прогнозировали эксперты, вперед рванул рынок интернет-рекламы,
который за первые шесть месяцев 2012
года вырос на 45 процентов. Его объем около 24 миллиардов рублей. В числе
причин этого рывка называются новые ограничения на наружную рекламу, введенные
во многих крупных городах. В Омске, например, разгорается скандал, связанный с
претензиями правоохранительных органов, нашедших нарушения закона при
размещении конструкций под билборды. Кроме того, запретили рекламу пива на
телевидении.
Не смертельный удар
Кстати, о напитках.
Недавно рекламному бизнесу в сегменте алкогольных напитков нанесен,
конечно, не смертельный, но серьезный удар. В июле президент РФ Владимир Путин подписал закон, который запрещает
рекламу алкоголя в интернете и печатных СМИ. Этим документом вводится полный
запрет на рекламу всей алкогольной продукции в интернете с момента его
опубликования, а в печатных СМИ рекламу алкоголя запретят с 1 января 2013 года.
Цель благая, но, что-то подсказывает: пить от этого меньше
не станут. А деньги, которые тратили
производители алкоголя и пива на рекламу своей продукции, вероятней всего
перераспределятся по другим секторам. Специалисты считают, что от прямых
запретов рекламы алкоголя, выиграет в основном так называемый комплекс BTL (маркетинговые
коммуникации). Деньги, которые тратились на рекламу в прессе, уйдут в
мерчандайзинг, продвижение в местах продаж, проведение ценовых акций.
Особо опечалены пивовары, чья продукция попала не только под рекламные, но и под административные запреты (с августа пивом нельзя торговать в
киосках на остановках, других общественных местах). А если к этому добавить еще и рост акцизов,
то производителей пенного напитка хочется просто пожалеть, а может еще подать
на бедность. Но, думаю, до подаяний пивоваренному бизнесу пока очень далеко.
Но плакать начали заранее. Союз российских пивоваров, в
частности, заявил, что развитие отрасли в условиях политики жёсткого
регулирования и введения запретов на рекламу пива невозможно. Отмечают, что за
период с 2009 по 2012 года акцизы на пиво увеличили в 4 раза – с 3 до 12 рублей
за литр, а к 2015 году планируется увеличить ставки акцизов до 20 рублей за 1 литр, на 67 процентов. «От всего этого страдают в
первую очередь потребители, которые переходят на потребление крепкого алкоголя,
а также представители среднего и малого бизнеса, которым всё дороже и сложнее
адаптироваться к новым формам регулирования», - заявил руководитель совета
Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.
Наверное, не стоит сильно жалеть пивоваров, но в одном они
правы - предпринимаемые в этом направлении
усилия вряд ли позволяют государству
достичь своей главной цели – снизить злоупотребление алкоголем. Хотя если усилить позиции социальной рекламы,
пропагандирующей здоровый образ жизни, то, может и получится.
Александр
Коршунов