Московская консалтинговая компания StrategyPartners приступила к
разработке стратегии развития Омской области. Руководство региона, а также представители
бизнеса, готовые заплатить столичным специалистам за работу, ждут от компании
объективной оценки ситуации, так сказать свежим взглядом, а также конкретных предложений,
прорывных идей, способных стимулировать движение вперед, повысить эффективность
социально-экономического развития. Но это не значит, что теперь можно сидеть,
сложа руки, ожидая, что за нас все придумают. Работа по формированию
стратегических и тактических планов развития ведется в областных министерствах
и ведомствах.
Свое видение будущего региона есть и у омичей. Сегодня
гостем нашей рубрики «Прямая речь» стал директор Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета, доктор
экономических наук, кандидат юридических наук Сергей Метелёв.
- По каким направлениям
сегодня стоит искать точки роста развития омской экономики? Прозрачность,
качество, конкуренция, ресурсосбережение, в том числе и трудовых ресурсов.
Конкурентоспособность актуальна для всех без исключения российских предприятий.
Соответственно, точкой роста является каждая зарегистрированная на территории
региона компания. На мой взгляд, для
правительства области ключевым обязан стать вопрос: как обеспечить «связку»
крупного и малого бизнеса. Это можно сделать с помощью заказов, когда малый
бизнес выполняет заказы бизнеса крупного. По сути, необходимо создавать
конгломераты, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Омский регион наконец-то
должен реализовать модель рыночной экономики. Суть этой модели проста и
заключается в поляризации структуры экономики, разделении ее на два плюса. На
одном сосредотачиваются мелкие и мельчайшие промышленные, сельскохозяйственные
и торговые предприятия, на другом – крупные компании, корпорации. Но такая
поляризация должна иметь одну характерную особенность: на долю мелких компаний
должно приходиться 98 – 99 процентов от общего числа всех предприятий.
Заработай подобная модель еще в начале 90-х, то, к примеру, вокруг заводов
«Полет» и им. Баранова сегодня работало бы на условиях субподряда порядка 98
компаний. Между прочим, к подобной поляризационной структуре экономики пришли
все развитые страны.
Региональная экономика –
сложнейший организм. Существует весьма распространенная ошибка, когда один
орган дает сбой, «лечить» начинают именно его. Оттого часто получается
совершенно противоположный результат. В экономической теории этот эффект
называется «ошибкой целого». А чтобы избежать подобной ошибки, стоит развивать
кластерный подход. Причем кластерное производство стоит сосредотачивать не
только в областном центре, но и во всех сельских районах.
Столпом омской экономики должен стать агропромышленный
комплекс. В условиях постоянного
роста цен на продовольственные товары и циклические экономические кризисы роль
сельскохозяйственной отрасли в качестве гаранта стабильности трудно
переоценить. Наш университет предложил свою модель развития АПК. Ее мы даже
представляли губернатору Виктору Назарову. Мы показали, как необходимо строить
товаропроводящую сеть и реализовывать продукцию сельхозпроизводителей на местах
в муниципальных районах, как создавать так называемые торговые дома. Области
необходимы крупные производственные объединение. Настало время вспомнить
реформы Петра Столыпина.
Но развитие Прииртышья
невозможно без одновременного развития сельских районов, особенно северных. И у
нашего института тоже есть свой проект по привлечению дополнительных финансовых
средств, который мы планируем реализовать совместно с руководством и
предпринимателями Шербакульского района. Деньги готов выделить Фонд устойчивого
развития регионов. На 17 лет можно получить до 23 миллионов рублей. Два проекта
уже прошли экспертизу – птицеводческая ферма и реконструкция кирпичного завода.
Если все сложится удачно, район получит деньги.
Привлечь деньги в район можно
благодаря развитию сельского туризма. И у нас тоже есть проект, который также
должен реализоваться совместно с главами районов. Планируется создание своего,
омского «золотого кольца». Оно пройдет по нескольким омским территориям – город
Омск, Тюкалинский район, Большие Уки, Тара, Большеречье, Саргатка. У этих
районов богатое историческое и культурное наследие, думаю, проехаться по
«золотому кольцу» захотят не только омичи, но и иностранные гости.
Очень
хочется, чтобы компания StrategyPartners не просто разработала концепцию, но и представила результаты работы на
суд общественности. Существует же практика обсуждения с населением
различных законопроектов. А стратегия развития Омской области – важный
документ, определяющий нашу с вами жизнь на ближайшее десятилетие. Власть должна
услышать, хотя бы с помощью публичного обсуждения, мнение омичей.