По сути это руководство к действию не только для представителей коммерческих структур, но и власти. Последняя наиболее озабочена вопросами участия бизнеса в, пожалуй, самом стабильном и доходном секторе – секторе государственных закупок.
Речь идет не только о закупках, проводимых государственными органами. Разработчики «дорожной карты» подошли к проблеме комплексно, заявив: малый бизнес попросту не заявляется на конкурсы госкомпаний и естественных монополий. А речь идет о немалых суммах.
Судя по официальной статистике, в среднем в год госкомпании и естественные монополии тратят на закупку товаров и услуг около семи триллионов рублей. Доля малого и среднего бизнеса в этих контрактах не превышает и 10 процентов. По планам агентства эта цифра должна вырасти в два раза, достигнув 25 процентов. То есть предприятия-«малыши» смогут зарабатывать на госзакупках в год в среднем свыше 1,5 триллиона рублей.
Хотя, считают в региональном министерстве экономики, малоактивное участие в госзакупках именно малого бизнеса и превалирование в них крупного – проблема, больше характерная для Москвы и Санкт-Петербурга.
– Если посмотреть статистику регионального госзаказа, особенно торгов, проводимых муниципалитетами, то увидим: основная масса участников (70, а то и 90 процентов) как раз относится к категории малого бизнеса, – говорит начальник управления государственного заказа Омской области регионального министерства экономики Виктор Баранов. – Поэтому сегодня
задача стоит намного масштабней. Не только поддержать субъекты малого и среднего бизнеса, а в целом развивать конкурентную среду. Не секрет, что существуют государственные контракты, которые предприятия, относящиеся к категории «малое», не в состоянии выполнить, поскольку не отвечают необходимым условиям. К примеру, наличие лицензии на тот или иной вид деятельности или членство в саморегулируемой организации.
Но конкуренции (опять же судя по статистке) между предпринимателями, как крупными, так и мелкими, хватает. В среднем в Омской области на один аукцион заявляются по семь участников. За счет чего могут выиграть «малыши»? За счет своей мобильности. Малый бизнес мотивирован на качественное и быстрое исполнение заказа. Штрафы или пени – удар по бюджету предприятия.
В чем проигрывают «малыши», так это в отсутствии в штате квалифицированных специалистов в сфере госзакупок. Если на крупных предприятиях за них отвечают целые отделы, то в малых в лучшем случае ответственным за закупки назначается бухгалтер, а то и самому директору приходится разбираться во всех нюансах.
В Агентстве стратегических инициатив намерены серьезно взяться и за систему электронных торгов, считая также недостаточным участие в них организаций малого и среднего бизнеса. Введение госзакупок на электронных площадках в свое время стало прорывом, облегчившим в первую очередь жизнь самим предпринимателям.
– Электронные торги – это экономия денег и времени. Они гораздо удобнее, чем традиционные торги, – поясняет руководитель ООО «Кузбасс Уголь» Иван Котляров. – На каждый лот предоставляется определенный пакет документов. Различные выписки, нотариально удостоверенные копии. В одном аукционе может выставляться и 30 лотов. И такая «бумажная волокита» обойдется предпринимателю в 20 тысяч рублей. С электронным гораздо проще. Достаточно лишь получить электронную подпись.
Но в агентстве провели подсчеты и сделали вывод: малый бизнес слабо выходит на интернет-просторы. В электронных торгах участвует всего треть таких предприятий.
– Электронные аукционы – превалирующая форма размещения заказов, –считает Виктор Баранов. – Порядка 90 процентов всех заказов, которые размещаются в форме торгов, – это электронные. Безусловно, как и все новое, они вызывают неприязнь у определенного круга, считающего такую форму закупок чуть ли не доступной лишь избранным.
– Безусловно, то, что государство пытается направить взор малого бизнеса на сектор госзакупок, правильно, – полагает директор компании «Новое кредо» Олег Ананьев. – Другой вопрос, какие шаги будут сделаны. Возможно, увеличатся квоты. Сегодня заказчик должен размещать не менее 10 и не более 20 процентов от общего годового объема поставок у предприятий малого бизнеса. Но останутся другие препоны. Допустим, в качестве обеспечения исполнения контракта пред принимателем-участником должны быть представлены гарантии. И такими по закону являются либо банковская гарантия, либо залог денежных средств. Банковская гарантия – тот же самый кредит, и порой под солидные проценты. Да и рассчитывать на нее могут предприятия, давно существующие на рынке и зарекомендовавшие себя. С залогом тоже невсе так просто. Если компания мелкая, где ей взять «свободные» деньги?
Впрочем, критиковать, так же как и хвалить, пока еще существующую систему госзакупок осталось недолго. Депутаты Госдумы перед уходом на каникулы в первом чтении приняли новый закон о федеральной контрактной системе. Второе чтение намечено на осеннюю сессию. Ожидается, что федеральная контрактная система заработает с начала 2014 года.
Виктория Стрельникова