С переходом к рыночной экономике,
либерализацией хозяйственной деятельности субъектов Федерации произошло их
разделение на два типа (нетрудно догадаться каких – экстраверты и интроверты).
Если последние в основном ориентированы на внутренний рынок и низкий платежеспособный
спрос, то вот экстраверты, наоборот, пытаются привлечь инвестиции на свою территорию
и активно продвигают свою продукцию за пределы страны. Омская область относится
к таковым. Для сравнения: нашими торговыми партнерами являются более ста
государств. И все же, насколько востребована омская продукция за рубежом, какие
рынки сбыта уже освоены и какие только предстоит завоевать? Беседуем с
начальником управления международного и межрегионального сотрудничества
министерства экономики Омской области Константином Чуловским.
– Константин Юрьевич, в целом какова общая характеристика
внешнеторгового оборота Омской области?
– Внешнеторговый оборот Омской области по итогам 2011 года составил
1 миллиард 78 миллионов долларов США, в том числе экспорт – более 620 миллионов
долларов США, импорт – свыше 450 миллионов долларов США. Ежегодно идет прирост
товарооборота на 8 – 10 процентов. Как правило, объемы торговли в течение всего
года нестабильны. В начале года, что вполне закономерно, наблюдается малая
активность, во втором квартале идет оживление торговли, в третьем – вновь
снижение, поскольку начинается сезон отпусков. Самый большой объем приходится
на конец года.
Существенным фактором, влияющим на учет объема внешнеторгового оборота
Омской области, является вступление России в Таможенный союз. Республика
Казахстан – один из главных торговых партнеров Омской области. Объем
товарооборота (от общего числа) составляет порядка 40 процентов. Сумма общего
внешнеторгового оборота за прошлый год сложилась без учета торговли с нашими
соседями. Ведется общий учет, его осуществляет Федеральная служба статистики.
Отдельных показателей по каждому субъекту нет (хотя в настоящее время Омскстат
ведет работу по формированию такой отчетности по Омской области).
– А какую продукцию экспортируют омские предприятия?
– На первом месте по экспорту находится продукция химической промышленности
– свыше 75 процентов. Далее – машины, оборудование и транспортные средства
(около 10 процентов), топливно-энергетические товары (8 – 9 процентов),
продовольственные товары и сельхозсырье – 2 – 3 процента. Ввозятся в основном
оборудование, машины, транспортные средства, продукция химической
промышленности. И если из товаров химической промышленности мы экспортируем
резину, углерод, синтетический каучук, то импортируются натуральный каучук и изделия
из пластмассы.
– Доля экспортируемой сельхоз продукции не так велика,
почему?
– Значительная доля поставляется в Республику Казахстан, а, как я
уже говорил, в общем объеме товарооборота торговля с нашими соседями не учитывается.
– И куда же помимо Казахстана поставляется продукция
агропромышленного комплекса и продовольственные товары?
– Поставки этилового спирта осуществляются в Германию, Абхазию и Азербайджан.
Молочная продукция идет в основном в страны ближнего зарубежья – Узбекистан,
Киргизию. Кстати, из всех стран дальнего зарубежья Монголия единственная, куда
экспортируется молочная продукция. В небольших объемах поставляем макаронные
изделия в основном в страны СНГ.
– А как идет торговля с регионами? Наверное, мы
поставляем то же самое, что и за границу?
– По сути, структура товарооборота одинакова, что с зарубежными
странами, что с субъектами Федерации. Тем не менее отличия есть. Товары
топливно-энергетического комплекса, продукция химической промышленности идут в
страны дальнего зарубежья. Машиностроительный комплекс поставляет свою
продукцию чаще для регионов России и бывших союзных республик, поскольку
структура хозяйства еще со времен СССР была такова: в одном регионе
производилась одна часть деталей, в другом – все остальные, и подобная
межрегиональная кооперация шла в плане создания производств. Больше всего,
конечно, наша продукция востребована на рынках стран СНГ, причем азиатской
части. До тех же северных городов Казахстана – Павлодара или Петропавловска
рас-стояние гораздо меньшее, нежели до ближайших крупных городов России. Омские
товары пользуются спросом и конкурентоспособны, так как соблюден баланс цены и
качества.
– Изменилась ли
торговля со вступлением России в ВТО?
– Много разговоров ведется по этой теме. Россия проделала долгий путь,
прежде чем получить членство во Всемирной торговой организации. И вот
свершилось. В итоге сейчас мы занимаемся тем, что постоянно ищем пути защиты от
ВТО. Наверное, на наше членство в организации стоит смотреть немного под другим
углом зрения. Искать новых внешнеторговых партнеров, новые рынки сбыта, а не заниматься
исключительно созданием защитных механизмов, причем неизвестно от чего именно.
Мы уже живем в едином экономическом пространстве, но пока никаких негативных
последствий не наблюдаем. Их пока трудно спрогнозировать. К примеру, учитывая
удаленность Омской области от основных рынков, вряд ли стоит ожидать чрезмерно жесткой
конкуренции со стороны европейских стран.
– Иностранная пресса, к примеру итальянская, писала:
западные сельхозпроизводители уже готовятся увеличивать объемы производимой продукции,
чтобы насытить ей российский рынок…
– В Европе очень щепетильно относятся к мерам поддержки сельского
хозяйства. Их сельхозтоваропроизводители соблюдают баланс производства и
потребления и мер господдержки. Если товаропроизводители будут производить
больше, то лишатся госдотаций, соответственно себестоимость продукции
возрастет. Не исключено, близлежащие к Европе регионы какую-то конкуренцию
российских и импортных товаров испытают.
– Какие рынки сбыта наиболее привлекательны для
области? Нам стоит выходить на Европу или все-таки более пристальное внимание обратить
на азиатские страны?
– Для региона выбраны два главных магистральных направления. Первое
– азиатское. Это, прежде всего, Казахстан, страны СНГ, находящиеся в
Центральной Азии. Та же Киргизия. Между прочим, основной поставщик овощей и
фруктов на омский рынок. Активно развиваются связи с Китаем. По товарообороту с
Омской областью КНР входит в пятерку лидеров. Наш регион экспортирует продукцию
химической отрасли, ТЭК, из Китая к нам поступают машины и оборудование,
изделия из черных металлов, продовольственные товары, одежда. И второе
направление – европейское. Германия, Венгрия, Польша, Словакия – наши
стабильные партнеры. В структуре внешнеэкономических связей это два
взаимодополняющих друг друга направления.
–С ли товарооборот между Омской областью и западными странами,
есть ли причины, тормозящие этот процесс?
– Структура стабильна на протяжении уже длительного времени.
Вообще, Омская область относится к регионам-экстравертам, у которых достаточно развиты
внешнеэкономические связи. Нашими торговыми партнерами являются более ста
государств. Мы – регион, где нашли развитие несколько отраслей хозяйства –
машиностроение, топливно-энергетический комплекс, химическая промышленность.
Производство этой продукции стабильно, мы не зависим от какой-либо текущей конъюнктуры.
К уже сложившимся отраслям добавляются новые производства, в том числе и
наукоемкие, инновационные, создающие свой продукт и формирующие общий
внешнеторговый оборот.
– Какие шаги области необходимо сделать, чтобы еще
активнее продвигать себя и омские товары и в другие регионы, и за рубеж?
– Продвигать при помощи выставочных мероприятий, торгово-экономических
миссий, деловых визитов. Мы активно занимаемся этими направлениями. В прошлом
году, к примеру, Прииртышье посетило более 40 иностранных делегаций. Это как
официальные визиты для установления деловых контактов, так и визиты бизнесменов,
с целью заключения соглашений и контрактов. Нужно развивать сотрудничество в
рамках установленных побратимских отношений с давними партнерами. Оказывать
поддержку ученым с тем, чтобы помочь им коммерциализировать продукт, который они
производят, сделать его востребованным на мировых рынках.
– В этом году будет проходить Международный
экономический форум?
– В этом году решено отказаться от его проведения и перенести
Международный экономический форум на следующий год. Уже начата подготовка, поскольку
для проведения подобного рода мероприятий необходимо долго и тщательно
готовиться, чтобы это событие имело определенный эффект и повысило не только
статус самого форума, но и нашей территории.
– Есть ли, на ваш взгляд, удачные примеры регионов, не
только активно себя продвигающих, но и сумевших добиться определенных успехов в
плане привлечения инвесторов и выхода на западные рынки сбыта?
– Очень активно, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности,
ведет себя Республика Татарстан. Это регион, который по многим направлениям, на
наш взгляд, является лидером. Поэтому в конце ноября – начале декабря омская
делегация планирует выехать в республику с торгово-экономической миссией. И не
просто представить себя, показать омские компании и завязать деловые контакты, но
и изучить опыт Татарстана в сфере внешнеэкономической деятельности, инновационных
технологий, привлечения инвестиций и создания особых экономических зон.
Виктория
Стрельникова