Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Область-экстраверт

Область-экстраверт
28.11.2012
Фото:

С переходом к рыночной экономике, либерализацией хозяйственной деятельности субъектов Федерации произошло их разделение на два типа (нетрудно догадаться каких – экстраверты и интроверты). Если последние в основном ориентированы на внутренний рынок и низкий платежеспособный спрос, то вот экстраверты, наоборот, пытаются привлечь инвестиции на свою территорию и активно продвигают свою продукцию за пределы страны. Омская область относится к таковым. Для сравнения: нашими торговыми партнерами являются более ста государств. И все же, насколько востребована омская продукция за рубежом, какие рынки сбыта уже освоены и какие только предстоит завоевать? Беседуем с начальником управления международного и межрегионального сотрудничества министерства экономики Омской области Константином Чуловским.

– Константин Юрьевич, в целом какова общая характеристика внешнеторгового оборота Омской области?

– Внешнеторговый оборот Омской области по итогам 2011 года составил 1 миллиард 78 миллионов долларов США, в том числе экспорт – более 620 миллионов долларов США, импорт – свыше 450 миллионов долларов США. Ежегодно идет прирост товарооборота на 8 – 10 процентов. Как правило, объемы торговли в течение всего года нестабильны. В начале года, что вполне закономерно, наблюдается малая активность, во втором квартале идет оживление торговли, в третьем – вновь снижение, поскольку начинается сезон отпусков. Самый большой объем приходится на конец года.

Существенным фактором, влияющим на учет объема внешнеторгового оборота Омской области, является вступление России в Таможенный союз. Республика Казахстан – один из главных торговых партнеров Омской области. Объем товарооборота (от общего числа) составляет порядка 40 процентов. Сумма общего внешнеторгового оборота за прошлый год сложилась без учета торговли с нашими соседями. Ведется общий учет, его осуществляет Федеральная служба статистики. Отдельных показателей по каждому субъекту нет (хотя в настоящее время Омскстат ведет работу по формированию такой отчетности по Омской области).

– А какую продукцию экспортируют омские предприятия?

– На первом месте по экспорту находится продукция химической промышленности – свыше 75 процентов. Далее – машины, оборудование и транспортные средства (около 10 процентов), топливно-энергетические товары (8 – 9 процентов), продовольственные товары и сельхозсырье – 2 – 3 процента. Ввозятся в основном оборудование, машины, транспортные средства, продукция химической промышленности. И если из товаров химической промышленности мы экспортируем резину, углерод, синтетический каучук, то импортируются натуральный каучук и изделия из пластмассы.

– Доля экспортируемой сельхоз продукции не так велика, почему?

– Значительная доля поставляется в Республику Казахстан, а, как я уже говорил, в общем объеме товарооборота торговля с нашими соседями не учитывается.

– И куда же помимо Казахстана поставляется продукция агропромышленного комплекса и продовольственные товары?

– Поставки этилового спирта осуществляются в Германию, Абхазию и Азербайджан. Молочная продукция идет в основном в страны ближнего зарубежья – Узбекистан, Киргизию. Кстати, из всех стран дальнего зарубежья Монголия единственная, куда экспортируется молочная продукция. В небольших объемах поставляем макаронные изделия в основном в страны СНГ.

– А как идет торговля с регионами? Наверное, мы поставляем то же самое, что и за границу?

– По сути, структура товарооборота одинакова, что с зарубежными странами, что с субъектами Федерации. Тем не менее отличия есть. Товары топливно-энергетического комплекса, продукция химической промышленности идут в страны дальнего зарубежья. Машиностроительный комплекс поставляет свою продукцию чаще для регионов России и бывших союзных республик, поскольку структура хозяйства еще со времен СССР была такова: в одном регионе производилась одна часть деталей, в другом – все остальные, и подобная межрегиональная кооперация шла в плане создания производств. Больше всего, конечно, наша продукция востребована на рынках стран СНГ, причем азиатской части. До тех же северных городов Казахстана – Павлодара или Петропавловска рас-стояние гораздо меньшее, нежели до ближайших крупных городов России. Омские товары пользуются спросом и конкурентоспособны, так как соблюден баланс цены и качества.

 – Изменилась ли торговля со вступлением России в ВТО?

– Много разговоров ведется по этой теме. Россия проделала долгий путь, прежде чем получить членство во Всемирной торговой организации. И вот свершилось. В итоге сейчас мы занимаемся тем, что постоянно ищем пути защиты от ВТО. Наверное, на наше членство в организации стоит смотреть немного под другим углом зрения. Искать новых внешнеторговых партнеров, новые рынки сбыта, а не заниматься исключительно созданием защитных механизмов, причем неизвестно от чего именно.

Мы уже живем в едином экономическом пространстве, но пока никаких негативных последствий не наблюдаем. Их пока трудно спрогнозировать. К примеру, учитывая удаленность Омской области от основных рынков, вряд ли стоит ожидать чрезмерно жесткой конкуренции со стороны европейских стран.

– Иностранная пресса, к примеру итальянская, писала: западные сельхозпроизводители уже готовятся увеличивать объемы производимой продукции, чтобы насытить ей российский рынок…

– В Европе очень щепетильно относятся к мерам поддержки сельского хозяйства. Их сельхозтоваропроизводители соблюдают баланс производства и потребления и мер господдержки. Если товаропроизводители будут производить больше, то лишатся госдотаций, соответственно себестоимость продукции возрастет. Не исключено, близлежащие к Европе регионы какую-то конкуренцию российских и импортных товаров испытают.

– Какие рынки сбыта наиболее привлекательны для области? Нам стоит выходить на Европу или все-таки более пристальное внимание обратить на азиатские страны?

– Для региона выбраны два главных магистральных направления. Первое – азиатское. Это, прежде всего, Казахстан, страны СНГ, находящиеся в Центральной Азии. Та же Киргизия. Между прочим, основной поставщик овощей и фруктов на омский рынок. Активно развиваются связи с Китаем. По товарообороту с Омской областью КНР входит в пятерку лидеров. Наш регион экспортирует продукцию химической отрасли, ТЭК, из Китая к нам поступают машины и оборудование, изделия из черных металлов, продовольственные товары, одежда. И второе направление – европейское. Германия, Венгрия, Польша, Словакия – наши стабильные партнеры. В структуре внешнеэкономических связей это два взаимодополняющих друг друга направления.

–С ли товарооборот между Омской областью и западными странами, есть ли причины, тормозящие этот процесс?

– Структура стабильна на протяжении уже длительного времени. Вообще, Омская область относится к регионам-экстравертам, у которых достаточно развиты внешнеэкономические связи. Нашими торговыми партнерами являются более ста государств. Мы – регион, где нашли развитие несколько отраслей хозяйства – машиностроение, топливно-энергетический комплекс, химическая промышленность. Производство этой продукции стабильно, мы не зависим от какой-либо текущей конъюнктуры. К уже сложившимся отраслям добавляются новые производства, в том числе и наукоемкие, инновационные, создающие свой продукт и формирующие общий внешнеторговый оборот.

– Какие шаги области необходимо сделать, чтобы еще активнее продвигать себя и омские товары и в другие регионы, и за рубеж?

– Продвигать при помощи выставочных мероприятий, торгово-экономических миссий, деловых визитов. Мы активно занимаемся этими направлениями. В прошлом году, к примеру, Прииртышье посетило более 40 иностранных делегаций. Это как официальные визиты для установления деловых контактов, так и визиты бизнесменов, с целью заключения соглашений и контрактов. Нужно развивать сотрудничество в рамках установленных побратимских отношений с давними партнерами. Оказывать поддержку ученым с тем, чтобы помочь им коммерциализировать продукт, который они производят, сделать его востребованным на мировых рынках.

– В этом году будет проходить Международный экономический форум?

– В этом году решено отказаться от его проведения и перенести Международный экономический форум на следующий год. Уже начата подготовка, поскольку для проведения подобного рода мероприятий необходимо долго и тщательно готовиться, чтобы это событие имело определенный эффект и повысило не только статус самого форума, но и нашей территории.

– Есть ли, на ваш взгляд, удачные примеры регионов, не только активно себя продвигающих, но и сумевших добиться определенных успехов в плане привлечения инвесторов и выхода на западные рынки сбыта?

– Очень активно, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности, ведет себя Республика Татарстан. Это регион, который по многим направлениям, на наш взгляд, является лидером. Поэтому в конце ноября – начале декабря омская делегация планирует выехать в республику с торгово-экономической миссией. И не просто представить себя, показать омские компании и завязать деловые контакты, но и изучить опыт Татарстана в сфере внешнеэкономической деятельности, инновационных технологий, привлечения инвестиций и создания особых экономических зон.

Виктория Стрельникова

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.