Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Без гнева и пристрастия

Без гнева и пристрастия
24.03.2013
Фото:

Шаг за шагом

История организации тесно связана с биографией ее создателя и бессменного директора Вадима Дрягина. В 1984 году он, недавний выпускник исторического факультета ОмГУ, организовал при городском Дворце пионеров кружок «Юный этнограф». Некоторые из детей, которые пришли туда и заразились духом исследовательской работы, сегодня стали высококлассными специалистами в области социологических и маркетинговых исследований и работают в штате ГЭПИЦентра-2. Эксперт компании Ирина Соловейкина, с детства увлекавшаяся этнографией, была одним из кружковцев. Она с теплотой вспоминает, как все начиналось, когда в 1991 году в Омске начал работу один из первых в России центров по проведению социологических опросов: «Я счастливый человек, я всю жизнь занимаюсь тем, что мне интересно. Вадим Владиславович и ГЭПИЦентр дали мне площадку для воплощения моих мечтаний». Владимир Яшин, кандидат исторических наук, работающий экспертом с 1991 года, рассказывает: «Мне, как историку, социология дала возможность лучше познать современных людей».

ГЭПИЦентр сегодня имеет обширный круг деятельности. Основными ее направлениями являются социологические, маркетинговые исследования и археологическая экспертиза. Компания проводит их не только в нашей области, но и в других регионах, общероссийские мониторинги составляют особую группу. Заказы поступают от бюджетных организаций, из сферы бизнеса и через партнеров, например, Ассоциацию «Группа 7/89», объединяющую крупнейшие исследовательские компании в сфере социсследований.

Больше половины объемов работы ГЭПИЦентра-2 составляют государственные контракты. Согласно Указу Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» специалисты ГЭПИЦентра-2 проводят независимые социологические исследования, в частности, на территориях Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого АО, Тюменской области, Красноярского и Алтайского краев. Они касаются разных сторон жизни общества: межконфессиональных и межнациональных отношений, баланса политических сил и движений, коррупции и многого другого. В последние пару лет все чаще стали поступать заказы на исследование оценки деятельности властей.

Бизнес сегодня тоже активно интересуется общественным мнением, предпринимателей волнуют вопросы позиционирования их товаров и услуг на рынке. Компания проводит полномасштабные исследования, которые отражают, например, картину потребительской активности, делает анализ ситуации и дает рекомендации по решению проблем, предлагает варианты изменения системы продаж или общей политики предприятия.

«Полевой» частью исследования занимается отдел проектов, его руководитель Инна Терехова рассказывает: «Методов сбора информации много, мы всегда задействуем именно те, которые дадут лучший репрезентативный результат».

В рамках сохранения культурного наследия ГЭПИЦентр проводит не только археологическую экспертизу земельных участков перед застройкой, но и занимается историко-культурными исследованиями. Так, в 90-е годы ГЭПИЦентр получил интересное предложение: провести исследование отношения к различным религиям у омичей. Оно поступило от нескольких религиозных конфессий сразу – католиков, мусульман, иудеев, кришнаитов. Интересно, что в ходе изучения вопроса стало очевидно, что омичи менее верующие, чем россияне в целом. Ирина Соловейкина, регулярно осуществляющая подобные проекты, пояснила ситуацию: «Такая тенденция наблюдается во всех регионах Сибири, она уходит корнями в историю заселения территорий. Ведь люди чаще всего приезжают на Север не за духовными ценностями, а за рублем».

В 2008-2009 годах сотрудники компании осуществили масштабный проект разработки культурного бренда территории. Под научным руководством Владимира Яшина на курорте озера Большое Яровое (Алтайский край) был осуществлен комплексный проект, включающий в себя: этнографический сбор, археологическую разведку, раскопки и последующую реконструкцию древнего памятника – кургана Куатовка-1. Захоронение относится к скифской эпохе – середине первого тысячелетия до нашей эры. Там были найдены останки женщины, имевшей высокое социальное положение. На основе обнаруженных археологических артефактов и легенд местности сотрудники ГЭПИЦентра воссоздали предание о хозяйке озера – Берегине. Было издано две книги. «Археологические изыскания – это важнейший элемент подготовки туристического проекта: легенды, древняя история неизменно привлекают людей», – рассказывает Вадим Дрягин.

Исследователи бытия

Сегодня ГЭПИЦентр-2 – одна из самых эффективных в стране компаний подобного типа. За время ее работы было сделано внушительное количество опросов. По числу проведенных социологических исследований организация с явным преимуществом лидирует, оставляя позади даже московские фирмы. За 22 года было осуществлено более 2000 исследовательских проектов. Всецело способствуют усилению высокого статуса компании и проводимые ею собственные исследования. Губернатор Виктор Назаров высказался за изучение общественного мнения по вопросу установки памятника А. В. Колчаку. ГЭПИЦентр проявил инициативу и провел исследование «О целесообразности установки в городе Омске памятника А. В. Колчаку» за собственные средства, затратив более полумиллиона рублей.

Данный опрос общественного мнения был масштабным: проводился он и в Омске, и в районах области. Речь идет не только о большом количестве опрошенных жителей. Впервые все этапы исследовательских работ сопровождались общественным контролем. Более 80 человек наблюдали за ходом проекта, среди них и простые омичи, и представители общественных организаций, и депутаты, и даже два сенатора. Уровень проведения социологического опроса, его достоверность и прозрачность процедур позволили ГЭПИЦентру-2 провести исследование, результаты которого были отмечены экспертным сообществом региона. «Именно благодаря репутации нашей организации и высокому уровню ее внутренних проектов, например по А. В. Колчаку, мы являемся основным подрядчиком для многих московских компаний», – рассказывает Инна Терехова.

Спрос на социологические исследования сегодня стабильно высокий. «Люди готовы платить, поскольку при принятии управленческого решения точная оценка той или иной ситуации имеет огромное значение. Если опрос сделан профессионально, он всегда достоверен», – рассказывает Вадим Дрягин. Он без обиняков говорит, что это высокоприбыльный бизнес, правда, с одним условием – при правильном подходе, грамотной организации и высокой компетенции специалистов. Профессиональная квалификация, по его мнению, достигается не столько специальным образованием (в ГЭПИЦентре работают и историки, и филологи, и философы), сколько опытом практической деятельности, владением методиками и отсутствием стереотипов мышления. «Профессионализм в социологии должен быть свободен от стереотипов и иллюзий, – уверен Вадим Владиславович. – Репутационные риски для нашего бизнеса смертельны: если сегодня мы сделаем работу некачественно, то завтра нам нечего будет есть». В 2001 году о достижениях ГЭПИ-Центра-2 омский историк и краевед Александр Ремизов написал целую книгу «Исследователи бытия», где отразил огромные объемы проведенной компанией работы. Он писал: «Чем ближе становилось мое знакомство с ГЭПИЦентром, тем сильнее поражала феноменальность этого образования, основанного на интеллектуальной заостренности, здоровой профессиональной одержимости и корпоративном братстве».

Архив « 2009 » « Февраль » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.