Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Сибирских инженеров пригласили провести съезд в Омске

Сибирских инженеров пригласили провести съезд в Омске
05.02.2014
Фото:
В последние годы промышленный рост в сибирских регионах во многом обеспечивал гособоронзаказ, но глобальная программа перевооружения Российской армии в 2020 году завершится, и перед предприятиями встанет вопрос, что делать дальше. Времени, казалось бы, еще много, но задуматься о перспективах надо уже сейчас.
Участники заседания обсудили план действий, чтобы к окончанию оборонной госпрограммы перейти к выпуску востребованной рынком гражданской продукции.

– Сегодня доля гражданской продукции на предприятиях сибирского оборонно-промышленного комплекса составляет в среднем 36%, тогда как в 2009 году она доходила до 52%. Но эти времена вернутся, и к ним надо быть готовыми, – заявил начальник департамента по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления аппарата полпреда президента в СФО Василий Соколов.

Член-корреспондент Российской академии наук Геннадий Сапожников напомнил, что на последнем заседании КС МАСС, проходившем в новосибирском Академгородке, отмечалась необходимость решения системных задач в сфере экономики на основе синергетического подхода. «Тогда, – добавил ученый, – мы много говорили о главенствующей роли инженеров и поддержали проведение съезда инженеров Сибири с целью рассмотреть вопрос создания межрегионального инжинирингового центра. Наверное, нам стоит вернуться к этой теме».

Эту инициативу поддержал и развил первый заместитель председателя правительства Омской области Юрий Гамбург. Более того, он сказал, что Омск готов принять съезд инженеров Сибири, как уже было в 2008 году.

– Мы хотим, чтобы на съезде был рассмотрен комплекс вопросов, например, мы должны знать, какие еще есть ниши, которые можно задействовать для развития промышленности, что необходимо интегрировать, чтобы получить максимальный эффект для роста промышленности в Сибирском регионе, – сказал Юрий Гамбург. – Какие темы будут вынесены на рассмотрение инженерного сообщества, определит оргкомитет по подготовке съезда.

Предложение омичей поддержали участники заседания, ориентировочно в июне-июле сибирские инженеры соберутся в нашем городе.



По мнению первого заместителя председателя исполкома МАСС Геннадия Гусельникова, достижение целевых показателей может быть обеспечено только через реализацию региональных программ. В то же время он отметил, что на предприятиях ОПК есть проекты, до которых у них не доходят руки, и предложил передавать такие проекты малому и среднему бизнесу. Крупные же проекты надо воплощать в рамках кластеров, правда, ОПК пока слабо вовлечен в кластерные инициативы.

Председатель президиума Омского научного центра, член-корреспондент РАН Владимир Лихолобов представил прообраз нефтехимического кластера, основанного на тесном взаимодействии возглавляемого им Института проблем переработки углеводородов СО РАН и крупных омских предприятий нефтехимии – нефтеперерабатывающего завода и завода техуглерода. Для первого институт разрабатывает инновационные технологии в сфере крекинга, для второго – новые марки техуглерода. Таких марок разработано уже шесть, одна из них используется в новейшей боевой ракете «Булава». Финансирование этих разработок осуществляется паритетно ИППУ СО РАН и ООО «Техуглерод». «В Омске достигнуто доверие во взаимоотношениях между наукой и  предприятиями», – констатировал Лихолобов.

После перерыва участники заседания познакомились с кластерными инициативами регионов. Например, генеральный директор ОАО «Силовая электроника Сибири» Сергей Харитонов представил кластер, в котором сосредоточены разработка и производство накопителей электрической энергии – литиево-ионных аккумуляторных батарей и суперконденсаторов.
В его состав, помимо головного предприятия, которое возглавляет Харитонов, входят ряд институтов СО РАН, компания «Лиотех», новосибирский завод радиодеталей «Оксид», ПО «Север»,
структура по привлечению венчурных инвестиций.

Потребителями продукции кластера готовы стать Федеральная сетевая компания, Росатом (правда, дальше разговоров дело со стороны атомщиков, по словам Харитонова, не двигается), азиатские страны – Монголия, Индия, Вьетнам.

Не исключено, что заинтересуются и китайцы, которые разворачивают программу возобновляемой энергетики с упором на установку солнечных электростанций в пустыне Гоби. Разработчики накопителей хотели бы также внедриться в ЖКХ и энергетические объекты сельского хозяйства, но здесь нужен толчок со стороны государства.
От государства же они ожидают законодательного закрепления процедуры подготовки документов для регистрации кластеров, позволяющей получать бюджетное финансирование.

Директор Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергей Никитенко рассказал о кластере «Тяжелое машиностроение», создаваемом в Кемеровской области и ориентированном на производство оборудования для угледобывающей отрасли. Емкость рынка такого оборудования –90 млрд рублей, но на сегодня российские угольщики лишь десятую часть этой суммы тратят на закупки отечественной продукции, остальные 90% уходят за рубеж в качестве оплаты за импортное оборудование. При этом кузбасские машиностроители поставляют свою продукцию в Англию, Германию, Чехию, другие европейские страны, в России же испытывают сложности со сбытом. Они попросили МАСС поспособствовать в организации института территориального заказа, при котором будет создан испытательный полигон горно-обогатительного оборудования. В планах кузбассцев также создание сети научных лабораторий с участием малых инновационных предприятий, ориентированных на идею кластера. По словам Сергея Никитенко, развитие подобного кластера способно дать пять тысяч высокотехнологичных рабочих мест и существенно увеличить объемы производства оборудования для горнодобывающей отрасли.

Омичи представили кластер высокотехнологичных компонентов и систем. Гендиректор НП «Сибирское машиностроение» Валерий Жильцов доложил об инновационной продукции, которую предлагается производить на предприятиях кластера. Это амфибийный вездеход «Арктика», система «гибкое колесо», ряд других изделий, освоенных омичами в рамках программы «Сибирское машиностроение». «Сибмаш» доказал свою эффективность и продолжает давать региону хорошую отдачу. По словам Валерия Жильцова, «Арктику» намерены закупить пограничники, в декабре ученый совет РЖД поддержал идею «гибкого колеса», а с Газпромом подписана дорожная карта о производстве необходимого газодобытчикам оборудования. Должна помочь в формировании
кластера, по мнению Валерия Жильцова, контрактная система, а необходимость диверсификации производства уже в ближайшем будущем подтолкнет ОПК и гражданское машиностроение к
тесному взаимодействию.

– Сегодня рассматриваются самые актуальные темы развития промышленного потенциала Сибири и каждого ее региона в отдельности. Обсуждаются, в частности, вопросы кластерного подхода, который заложен в основу стратегии развития промышленного комплекса региона, – подчеркнул Юрий Гамбург. – Пошаговая разработка плана реализации проекта развития научно-промышленного потенциала, думаю, в ближайшее время начнет приносить свои результаты.
Архив « 2016 » « Сентябрь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.