– Илья, сданы экзамены, и ты навсегда простился со школой. Что чувствуешь в такой момент?
– С одной стороны, жалко – это был значительный период моей жизни, а с другой – я уже готов начать новый этап. Может быть потому, что я старше своих сегодняшних одноклассников.
Так сложилось: я учился на год больше других, так как уезжал по программе обмена в Америку. Поэтому мне сейчас уже 19 лет, а большинство моих друзей окончило школу в прошлом году.
– Что это была за программа обмена?
– Называется FLEX (Future Leaders Exchange). В ней участвуют старшеклассники не только России, но и стран СНГ. (FLEX – некоммерческая программа обмена, работающая с 1992 года. – А.И.). Она проходит в несколько этапов, в течение которых ты должен показать свой уровень английского, коммуникативные навыки. В результате отбирают, по-моему, 800 человек, которые уезжают в США:
живут в американских семьях, учатся в местных школах.
– Ты изначально знал, что придется наверстывать этот год?
– У меня был выбор: либо приехать и сразу сдать экзамены, либо еще раз отучиться в одиннадцатом классе уже в Омске. Но я понимал, что там времени учиться и готовиться к экзаменам не будет, и был готов отложить свой выпускной. И ни разу не пожалел, что сделал такой выбор. Прошёл замечательный год в американской школе, я очень сдружился с новым классом.
– В каком городе ты жил по программе обмена в США?
– Это была столица штата Аляска – Джуно. Наверное, самый прекрасный город, который я когда-либо видел. Там безумно красивая природа. Город небольшой, в нем живут всего 30 тысяч человек. Для меня это был новый опыт, ведь я привык к достаточно крупным городам, а там все друг друга знают. И это – здорово.
– У большинства людей существует стереотип, что Аляска –очень холодный край. Это так?
– По большому счету, да, но Аляска большая. На севере, конечно, очень холодно, до –40. Я же жил в юго-восточной ее части, там зима гораздо мягче, чем в Омске. Минус 10 – это был температурный минимум, и то всего один раз за зиму, а так в среднем –2-3 градуса.
– Основной целью участия в программе обмена было изучение языка?
– Естественно, это была одна из целей, я хотел усовершенствовать свой английский и добился этого – мой разговорный стал значительно лучше. Но изучение языка не было первостепенной задачей. Мне было очень интересно посмотреть, как там живут люди.
– А чем ты еще увлекаешься?
– До поездки в США я занимался спортом: сначала четыре года футболом, потом еще четыре – современными танцами, хип-хопом. В Джуно вспомнил футбол, еще увлекся профессиональным бегом. Он у них называется Cross Country – бег на местности. Выбираются различные трассы, расстояние – пять миль (восемь километров). Вокруг удивительно красивая природа, ты сочетаешь приятное с полезным, и время проходит незаметно.
Там везде горы, по сравнению с равнинным Омском это большое разнообразие. Каждые выходные зимой мы ездили кататься на горных лыжах, а когда сходил снег, ходили в горы – активно отдыхали. Если позволит время, я бы хотел заняться большим теннисом. Мне, конечно, доводилось играть в него, но не систематически. Жизнь в Джуно помогла мне понять некоторые важные вещи. До этой поездки у меня были мысли получить высшее образование в США. Сейчас планы изменились. Я отлично провел год, но понял, что учиться дальше я там не хочу.
– У такого решения должна быть веская причина.
– Сложно объяснить: это не похожие на нас люди, абсолютно другой менталитет. Изначально мне показалось, что многие из них неискренни, потом я познакомился с другими и понял, что далеко не все американцы такие. Я нашел там хороших друзей, с которыми до сих пор поддерживаю отношения. Но получается, что мне проще делать это на расстоянии. Мне очень понравилось, как я съездил, но жить там еще шесть лет не готов.
– Куда же в итоге ты решил поступать?
– Я на 95 процентов уверен, что предпочту факультет международных отношений МГИМО. На него в основном идут те, кто в будущем хочет связать свою жизнь с министерством иностранных дел. Так далеко я пока не заглядываю, но знаю, что мне будет интересно учиться. А на данном этапе для меня это важнее, чем получить престижную профессию. Я пока не строю планы надолго, сначала
хочу активно провести студенческую жизнь. Уже нашел несколько международных программ, конференций, в которых надеюсь поучаствовать.
Планирую закончить магистратуру, т.е. будет минимум шесть лет, чтобы определиться, что делать дальше.
– Дипломаты часто занимаются разрешением политических конфликтов, международных споров. Ты готов к такой ответственности?
– Думаю, да, по крайней мере, мне было бы интересно в этом участвовать. Это лучше, чем работать по профессии, где нет никаких обязательств, и все, что ты делаешь, не имеет никаких серьезных результатов.
– Илья, ты активно интересуешься историей, стал призером Всероссийской олимпиады по этому предмету. С чего началось это увлечение?
– Как раз олимпиады и побудили меня глубже изучать историю. Было интересно читать и разбираться. Войны как таковые меня никогда сильно не занимали. Гораздо больше увлекала политика, в том числе современная, поэтому межгосударственные и внутригосударственные отношения – одна из моих любимых тем. Чтобы лучше понять, что происходит сейчас, нужно знать, что было раньше.
– Как ты оцениваешь современную политическую ситуацию на Украине?
– Сегодня сложно сказать, что там происходит, – идет информационная война с обеих сторон. Я считаю, что восточные части Украины имеют право на самоопределение. Тем не менее, я достаточно скептически отношусь к тому, что показывают на федеральных российских каналах. Другое дело то, что случилось в Одессе. Когда ты видишь, как люди заживо горят в здании и при этом в них еще и стреляют, то вопроса, насколько мирным является правительство, которое это делает, у меня лично не остается.
– В какой исторический период ты хотел бы жить?
– Я думал над этим вопросом. В отечественной истории меня больше всего привлекает первая половина XIX столетия. Золотой век русской культуры, время выбора дальнейшего пути развития России. Мне очень интересны попытки реформ и причины их неудач.