Давно Омск не видел такого масштабного арт-проекта, как по числу работ, жанровому разнообразию, так художественному значению представленных работ. В областном Экспоцентре на площади свыше 6000 квадратных метров было представлено более 700 работ, выполненных в различных жанрах – от классической станковой живописи и графики до затейливой инсталляции, декоративно-прикладного искусства и даже агитплакатов. Полмесяца в ноябре омичи и гости города могли познакомиться с творчеством 122 художников из России, Китая и Казахстана.
Признанные мэтры и молодые художники, скульпторы, авторы оригинальных, не всегда понятных экспозиций удивляли, заставляли остановиться, задуматься, вызывали улыбку или недоумение. Например, почему бронзовый Пушкин предстал перед посетителями выставки голым, а аналогичный Достоевский того же автора босым? Неоднозначное решение. Но в принципе здорово, когда экспонаты художественной выставки вызывают вопросы, пусть даже без ответов. Хуже, когда выставленные работы оставляют равнодушным. Но таких на «ЕврАзии-Арт» почти не было. Разве что плакаты не вызвали особых эмоций.
Зато сколько здорового азарта, особенно у юных посетителей, появилось от общения с инсталляциями, которые не только можно, но и нужно было трогать, крутить (объект «Соблюдая паузы») и даже колоть орехи («Щелкунчик»). Серьезные ценители по достоинству оценили композиции из металла известного скульптура Александра Капралова, с творчеством которого, уверен, знакомо большинство омичей, хотя возможно, некоторые и не знают, кто автор «Дон Кихота» у ТЮЗа, Достоевского («Крест несущий») у Драмтеатра, «Динамического равновесия» у музея им. Врубеля и многих других работ. Это Капралов, чья работа «В поисках истины» на проекте «ЕврАзия-Арт: великие реки искусства» вновь оказалась в эпицентре внимания посетителей выставки в Экспоцентре.
А вот работы художника из Красноярска Николая Рыбакова, также представленного на омской выставке, рассчитаны, если можно так сказать, на подготовленного зрителя. Таких, кстати, в эти дни Экспоцентр посетило немало. Одни называет манеру живописи Рыбакова неоархаикой, другие абстрактным экспрессионизмом, есть и другие определения. При этом почти все критики отмечают собственный оригинальный стиль автора, пластическую энергетику его картин, в которых сквозит философия планетарного масштаба. Не зря именно его работы были отобраны для выставки сибирских художников в Лувре, которая прошла левом крыле знаменитого на весь мир музея в зале сменных экспозиций «Карусель».
Некоторые из работ выставки «ЕврАзия-Арт: великие реки искусства» экспонировались впервые. Художественный дебют молодых авторов прошел «на ура». Некоторые картины после выставки по договоренности с художниками пополнили коллекцию Омского областного музея изобразительных искусств им Врубеля.
В рамках проекта «ЕврАзия-Арт» в выставочном павильоне Экспоцентре выступили солисты Омской филармонии, фольклорный ансамбль «Звонница», театр мод «ОбраZ», молодежные театры «Третий круг» и «ШуМиМ», Омский государственный детский ансамбль, коллективы детских школ искусств, Бродячий театр кукол Сергея Александрова, студия аргентинского танго "La Cumparsita", прошли семинары, конференции, круглые столы. По оценке организаторов, выставку «ЕврАзия-Арт: великие реки искусства» посетило свыше 35 тысяч человек.
Александр Коршунов